Погрузочно-разгрузочные машины и устройства (часть 1)


Погрузочно-разгрузочные работы при перевозках грузов — необходимый элемент транспортного процесса. При использовании автомобильного транспорта эти работы наиболее трудоемки: в общих затратах труда они составляют 25—30%, а при небольших расстояниях перевозки многих видов груза доходят до 50% и более. Процесс погрузки или выгрузки груза состоит из основных и вспомогательных операций. К основным операциям относятся — подъем, горизонтальное перемещение и опускание груза с укладкой его в штабель или на транспортное средство; к вспомогательным — застропка и отстропка груза, накладывание и снятие захватных устройств, направление и оттяжка подвешенных грузов, подготовка подвижного состава к погрузочно-разгрузочным работам и др.
В условиях геологоразведочных экспедиций и партий по способу выполнения различают ручные, механизированные и комплексно-механизированные погрузочно-разгрузочные работы.
При ручном (немеханизированном) способе стоимость погрузки или выгрузки груза нередко превышает стоимость его перевозки, а простои транспортного оборудования весьма значительны. К механизированным погрузочно-разгрузочным работам относят такие, при которых все основные операции с грузом выполняются машинами и механическими устройствами, а вспомогательные операции — вручную рабочими.
При комплексно-механизированных погрузочно-разгрузочных работах основные и вспомогательные операции осуществляются с помощью машин и установок, ручной труд сводится к управлению этими машинами.
При относительно небольшом количестве грузов, проходящих через базы и перевалочные пункты, и большом их разнообразии для погрузочно-разгрузочных операций применяют простейшие механизмы и устройства без двигателей, отдельные несложные механизмы с двигателями, автокраны и сравнительно редко автопогрузчики. К погрузочно-разгрузочным устройствам без силового агрегата относятся: роликовые ломы, роликовые цепи, рольганги и роликовые дорожки, вилочные тележки, домкраты, ручные лебедки и тали. Эти простейшие устройства, относимые к средствам малой механизации, предназначены для облегчения погрузочно-разгрузочных операций, выполняемых в небольших масштабах вручную на погрузочных площадках и в складах (рис. 27.1).
Погрузочно-разгрузочные машины и устройства (часть 1)

Роликовые ломы (рис. 27.1, а) используют для горизонтального перемещения тяжеловесных грузов на ровной поверхности с твердым покрытием на короткие расстояния (метры или десятки метров). Роликовый лом на нижнем и загнутом конце имеет ось с двумя роликами, смонтированными на подшипниках качения. Три грузчика с роликовыми ломами могут перемещать груз массой до 2 т.
Роликовые цепи (рис. 27.1, б) также предназначены для горизонтального перемещения грузов массой до 2,5 т (при большей массе или значительных габаритах груз перемещают на нескольких роликовых цепях) на несколько большие расстояния.
Рольганги (рис. 27.1, в) и роликовые дорожки (рис. 27.1, г) представляют собой бесприводные роликовые конвейеры, по которым груз перемешается вручную или чаще под действием ускорения свободного падения на свободно вращающихся роликах. Рольганги и роликовые дорожки состоят из секций металлических рам и смонтированных на них роликах в форме цилиндров или дисков с осями на подшипниках. Роликовые конвейеры устанавливают в горизонтальном или наклонном (под углом от 2 до 5°) положении на опорах или непосредственно на полу складского помещения.