Земляные дамбы с водопропускными сооружениями. Переправы вброд


Земляные дамбы (насыпи) с водопропускными сооружениями. При небольших размерах водотоков, пересекающих трассы дорог, вместо мостов устраивают земляные дамбы (насыпи) с водопропускными сооружениями. С целью повышения надежности эксплуатационной характеристики трассы в местах устройства водопропускных сооружений ширину насыпи земляного полотна обычно несколько увеличивают. В насыпях монтируют деревянные, железобетонные или металлические трубы (параметры труб выбирают с учетом обеспечения достаточной прочности водопропускного сооружения). Поперечное сечение труб рассчитывают по их необходимой водопропускной способности. На рис. 25.13 представлена схема одной из простейших конструкций деревянного водопропускного сооружения треугольного сечения.
Земляные дамбы с водопропускными сооружениями. Переправы вброд

Во избежание затапливания дорожного полотна во время ливневых дождей и интенсивного таяния снега размеры водопропускных сооружений должны рассчитываться с учетом максимального водопритока.
Переправы вброд. Возможность преодоления водных препятствий по мелководью определяется рядом условий: глубиной водотока, скоростью течения, твердостью дна, профилем и свойствами грунта берегов и технической характеристикой транспортных средств. Только при установлении допустимой глубины брода, а также благоприятном состоянии дна водотока и береговых подходов возможен выбор места переправы. Ниже приведены допустимые глубины водных препятствий (м) для проезда по дну различных транспортных средств:
Земляные дамбы с водопропускными сооружениями. Переправы вброд

При скорости течения воды более 1,5 м/с значение предельной глубины водотоков снижают на 0,1—0,2 м. В месте постоянно действующей переправы на берегах устраивают удобные подходы и съезды к воде. Уклоны в местах спуска автомобилей в воду и выезда из воды не должны превышать при мягком грунте 10—13°, при каменистом — 20°. Крупные валуны со дна удаляют, ямы засыпают гравием, а бугры срезают. При эксплуатации автомобилей высокой проходимости и тракторов объем таких работ уменьшается, а в ряде случаев они вообще не проводятся. Если дно водотока илистое или торфяное, то оно может быть укреплено деревянными щитами из лежней.