Автомобильный и тракторный транспорт (часть 1)


Основные транспортные средства, принадлежащие геологоразведочным экспедициям, — автомобили. Необходимость автомобильных перевозок разнообразных грузов при изменяющихся дорожных условиях определяет использование автомобилей различных типов. Главная характеристика грузовых автомобилей — их номинальная грузоподъемность — предельно допустимая загрузка в тоннах при движении по хорошим дорогам с твердым покрытием.
В зависимости от грузоподъемности автомобили условно делят на следующие классы: 1) малой грузоподъемности — менее 2,5 т; 2) средней грузоподъемности — от 2,5 до 5 т; 3) большой грузоподъемности — более 5 т. По назначению выделяют автомобили общего назначения и специализированные (седельные тягачи, самосвалы, автоцистерны и т. д.). Автомобили общего назначения выпускают только с бортовыми платформами. Они предназначены для перевозки разнообразных грузов, а при специальном оборудовании — людей. Седельные тягачи не имеют кузова и предназначены для перевозки грузов в полуприцепах. Эти автомобили имеют укороченную раму, на которой расположено опорно-сцепное устройство для соединения с полуприцепом. Седельные тягачи в сочетании с полуприцепами характеризуются высокими эксплуатационными качествами — способностью перевозить больший груз по сравнению с аналогичным автомобилем без прицепа и повышенной маневренностью. Автомобили-самосвалы используют для перевозки сыпучих грузов. Как правило, они оборудуются металлическими самоопрокидывающимися кузовами. Грузовые бортовые автомобили повышенной проходимости, применяемые в тяжелых дорожных условиях, представляют собой двух- или многоосные грузовики с приводом на две или несколько осей или полугусеничные автомобили.
В зависимости от применяемого топлива различают следующие типы грузовых автомобилей: автомобили с карбюраторными двигателями, работающие на легком топливе (бензин); автомобили с дизельными двигателями, работающие на тяжелом дизельном топливе (соляровом масле и др.).
В геологических организациях наибольшее распространение получили автомобили средней грузоподъемности. Из автомобилей большой грузоподъемности чаще всего применяют автомобили грузоподъемностью 7—8 т. При выборе грузоподъемности автомобиля следует учитывать дорожные условия его эксплуатации, а также снижение (до 75%) грузоподъемности многих машин при плохих дорогах. При удовлетворительных дорожных условиях (например, на подъездных путях материально-технических баз экспедиций) применяют автомобили всех типов обычной проходимости. На дорожно-строительных работах или для подвоза глины к буровым используют самосвалы. Следует отметить, что основные перевозки людей и грузов в процессе геологоразведочных работ осуществляют в тяжелых дорожных условиях, поэтому широко применяют грузовые автомобили повышенной и высокой проходимости. Для перевозки людей и небольшого груза в геологоразведочных партиях используют легковые автомобили и автобусы также повышенной проходимости.