Тракторные дороги и бездорожные трассы


Использование автомобильных грунтовых дорог для перевозки грузов гусеничными тракторами неизбежно приводит к разрушению дорожного покрытия и, соответственно, к снижению транспортных характеристик дорог, а также необходимости частых ремонтных работ. Грунтовые дороги без верхнего покрытия и черновые проезды в несколько меньшей степени подвержены воздействию тракторных гусениц; ухудшение их транспортных характеристик, связанное в основном с деформацией поперечных и продольных профилей дорожного полотна, относительно легко устранимо. Тем не менее, интенсивная эксплуатация грунтовых автомобильных дорог геологоразведочных экспедиций и партий для тракторных перевозок грузов всегда должна быть достаточно обоснованной, а в отдельных случаях допускаться только в исключительных обстоятельствах или на завершающих стадиях разведочных работ.
Для тракторов, имеющих значительно большую проходимость по сравнению с автомобилями, специальные дороги сооружают сравнительно редко. В большинстве случаев трассы для тракторных дорог прокладывают непосредственно по естественной земной поверхности или грунтовым полосам. Строительство тракторных дорог предусматривает профилирование земляного полотна и устройство водоотводов.
При благоприятной топографической и климатической ситуациях в районах проведения геологоразведочных работ значительные объемы перевозок осуществляют с использованием автомашин высокой проходимости, а также колесных и гусеничных тракторов по бездорожным трассам. Бездорожные перевозки могут быть разовыми или сезонными. Разовые перевозки характерны обычно для начальных стадий разведки (небольших по масштабам), нестационарных работ, а также для объектов, удаленных от баз (пунктов) снабжения на небольшие расстояния. Как правило, сезонные перевозки наиболее успешны в летние месяцы полевого сезона. Трассы сезонных бездорожных перевозок выбирают преимущественно заранее, при этом учитываются особенности местности.
Нередко намечают не одну, а две трассы, например, более короткую, пересекающую обмелевшую речку для транспортировки грузов в засушливое время, и более длинную, проходящую или в обход водного препятствия, или пересекающую его в наиболее удобном для переправы месте в период дождей или половодий. При необходимости на трассах проводятся работы, связанные с улучшением их транспортных характеристик, — удаляют кустарники, вырубают отдельные деревья, засыпают ямы.