Автомобильные дороги особой конструкции. Дороги на болотах


Дороги на болотах. Довольно часто, особенно около водных препятствий, автотракторные дороги геологоразведочных партий пересекают сильно увлажненные и заболоченные местности. Если обход заболоченных участков невозможен или нецелесообразен, то на них сооружают временные дороги, строительство которых связано с большими затратами труда и времени.
Болота — это участки избыточно увлажненной земной поверхности, покрытые слоем торфа мощностью более 0,3 м. Возможность и сложность сооружения дороги в их пределах определяются в основном типом болота:
1) болота с торфяными залежами, располагающимися непосредственно на твердом минеральном дне;
2) болота, у которых торфяные залежи локализуются на мягком основании, сложенном минеральными илами или сапропелями;
3) болота с торфяными залежами, плавающими в воде или жидком иле.
Определение строительного типа болота, предшествующее сооружению дороги, проводится с помощью бурения до появления твердого грунта. Обычно для этой цели применяют легкий буровой комплект («бур геолога»).
Капитальные и усовершенствованные дороги на болотах сооружаются на прочных основаниях — насыпях, которые располагают на минеральном дне болота. Временные дороги облегченного типа, наиболее характерные для геологоразведочных партий, обычно сооружают на деревянных настилах, поверх которых насыпают небольшой слой грунта. Таким образом, основной элемент дороги — деревянный настил, воспринимающий на себя нагрузку и предотвращающий переувлажнение грунта верхнего строения дороги (рис. 25.7).
Автомобильные дороги особой конструкции. Дороги на болотах

Конструкция дорожного полотна может удерживаться на поверхности торфяного покрова в том случае, если напряжения (удельная нагрузка), возникающие в торфе под действием массы дороги и транспортных средств, будут меньше его предела прочности.