Конструкции автомобильных дорог (часть 3)


Дороги переходного типа сооружаются в случае грунтовых, грунто-гравийных и грунто-щебеночных покрытий. В материал покрытий вводят вяжущие вещества — битумы или каменноугольный деготь, цемент или известь. Толщина улучшенного слоя покрытия составляет 8—20 см; при толщине покрытия менее 15 см ему придают серповидный профиль, при большей толщине — корытный. На дорогах с минимальной (из рекомендуемых) шириной проезжей части и наименьшей толщине улучшенного покрытия расход вяжущих материалов составляет около 30—40 т на 1 км трассы. Цемент или известь в качестве связующих материалов применяют для улучшения покрытий на участках дорог с невысоким увлажнением грунтов; толщина обрабатываемого слоя покрытия равна 10—15 см. Образующийся на поверхности цементогрунт достаточно прочен, известь-грунт менее прочен и при увлажнении становится неморозостойким. Улучшение дорожного покрытия предусматривает: 1) рыхление грунта земляного полотна или покрытия и перемещение его к обочинам; 2) укатку образовавшегося «корыта»; 3) перемещение грунта с обочин в корыто; 4) розлив вяжущего материала; 5) перемешивание грунта с вяжущим материалом с последующей укаткой.
Комплекс операций, связанных с сооружением дорог из гравия, щебня, дресвы и малопрочных дробленых каменных материалов (в частности, известняка), предусматривает рассыпание одного из перечисленных материалов покрытия на подготовленное земляное полотно и уплотнение насыпанного слоя. Такие дороги характеризуются довольно высокими эксплуатационными качествами.
Грунтовые дороги со сборно-разборным железобетонным покрытием колейного типа (с железобетонными колесопроводами) сооружают в исключительных случаях для небольших участков подъездных путей баз материально-технического снабжения. Прокладывают их на слабых грунтах и если недалеко от места работ расположен завод железобетонных конструкций. Основанием для таких дорог может служить профилированное земляное полотно или слегка выровненная поверхность почвы. Верхняя часть состоит из песчаной подушки и колейных железобетонных плит, укладываемых вдоль трассы в местах прохода колес автомобилей (рис. 25.3).
Конструкции автомобильных дорог (часть 3)

На поворотах дороги между продольными плитами выкладывают поперечные плиты трапециевидной формы. Срок службы плит значителен, возможно многократное использование их на различных участках подъездных путей. Грунтовые дороги с железобетонными колесопроводами — надежные транспортные трассы в любое время года. В отличие от них качество всех остальных грунтовых дорог с достаточно высокими эксплуатационными качествами в сухие летние месяцы ухудшается при переувлажнении грунтов в весенне-осенние месяцы.
При планировании транспортных перевозок должны учитываться не только качество дорог, но и их работоспособность, т. е. допустимое число рейсов, осуществляемое без проведения дорожно-ремонтных работ.