Водный транспорт


Значение морских перевозок грузов и людей в наибольшей мере проявляется на внешних транспортных связях геологоразведочных экспедиций в северных и северо-восточных районах страны. В отдельных случаях (в Приморском крае) морские перевозки — звенья внутренних транспортных связей между базами экспедиций и геологоразведочных партий. В функции транспортных отделов геологоразведочных организаций не входит выбор плавучих транспортных средств, они обычно ограничиваются соответствующей упаковкой грузов, доставкой их на территорию морского порта или получением их из портовых складов. В аналогичных условиях грузы перевозятся по судоходным рекам. Тем не менее, в некоторых ситуациях разгрузка и погрузка (преимущественно небольших партий груза) осуществляются без швартовки транспортных средств общего пользования, при этом доставка грузов и людей от береговых баз производится нередко на плавучих транспортных средствах, принадлежащих геологоразведочным организациям.
Довольно часто несудоходные реки — единственные пути сообщения геологоразведочных партий и экспедиций. В этих условиях наличие собственных плавучих средств (катеров, мелководных барж и т. п.) позволяет решить транспортную проблему. Отметим, что многие, особенно сибирские, крупные реки имеют небольшой период навигации из-за обмеления; в этих случаях значение мелководных транспортных средств на внутренних водных трассах геологоразведочных организаций возрастает. Работы, связанные с устройством и эксплуатацией водных транспортных связей, сводятся в некоторых случаях к расчистке в отдельных местах фарватера реки, а также сооружению и ремонту простейших причалов и подъездов к ним.
Из выпускаемых судостроительной промышленностью плавучих транспортных средств для геологоразведочных организаций наибольшую практическую ценность представляют суда, катера и баржи, пригодные для плавания по большим рекам с засоренным фарватером, в частности суда, используемые на лесосплавах. Характеристики некоторых из них приведены в табл. 26.3.
Водный транспорт

Для перевозки грузов геологоразведочных организаций наиболее подходит мелкосидящая металлическая несамоходная баржа Т-93. Ее длина 16,62 м, ширина 3,51 м, осадка с грузом 0,4 м, без загрузки — 0,17 м. На палубу баржи можно устанавливать даже грузовые автомобили. Грузоподъемность баржи — 10 т. Иногда на месте расположения береговых перевалочных баз сооружают плоскодонные деревянные баржи небольшого водоизмещения.
В труднодоступной местности на малых несудоходных реках для поисковых маршрутов, а часто и для перевозок грузов используют разнообразные лодки, а иногда и плоты. Достаточно широко распространены плоскодонные лодки, которые имеют довольно большую грузоподъемность при незначительной осадке; лодка длиной 6—7 м может перевозить 500—600 кг груза. Килевые лодки имеют несколько большую осадку и поэтому чаще применяются на озерах или глубоких реках. Грузоподъемность их может достигать 1500 кг. На лодках могут устанавливаться стационарные или подвесные лодочные моторы.
Используют для перевозки грузов и людей и резиновые лодки; в настоящее время серийно выпускаются резиновые лодки грузоподъемностью 300, 500 и 1000 кг. У берегов в местах посадки и высадки людей, погрузки и разгрузки грузов сооружаются или небольшие дебаркадеры, или простейшие причалы для подхода, швартовки, стоянки и ремонта плавсредств. До периода ледостава все плавсредства размещают в небольших мелководных гаванях или на берегах; для сохранения их в зимнее время и при проведении ремонтных работ возводят несложные постройки и сооружения.