Автомобильные дороги особой конструкции. Лежневые дороги


Лежневые дороги. Увеличение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик подъездных путей могут быть достигнуты путем строительства лежневых дорог на участках трасс со слабыми грунтами и с переувлажнением. При прокладке лежневых дорог почти полностью исключаются земляные работы, отпадает необходимость и в перевозке грунтов. Основной строительный материал — лес, получаемый в основном при расчистке трассы. Затраты труда и времени на сооружение лежневой дороги, в общем, несколько выше, но строительная стоимость их невысока, а надежность и пропускная способность значительны.
Верхнее строение лежневых дорог состоит из поперечин (лежней) и продольных элементов — деревянных колесопроводов. Наиболее ответственная часть верхнего строения — колесопроводы, изготовляемые обычно из окантованных с двух сторон хлыстов (в некоторых случаях неотесанных и даже неошкуренных). Хлысты соединяются между собой штырями, скобами и просто врезаются в лежни и расклиниваются деревянными клиньями. Расстояние между лежнями составляет 1—1,5 и даже 2 м в зависимости от конструкции дороги.
Значительно сократить расходы на строительство дороги можно при использовании ленточного покрытия ЛД-5. Деревянное ленточное покрытие состоит из двух гибких лент, служащих колесопроводами. Каждая лента, имеющая длину 20 м, собирается из отдельных щитов, соединенных между собой шарнирно (рис. 25.6).
Автомобильные дороги особой конструкции. Лежневые дороги

Через каждые 20 м между парами лент укладывают соединительный щит, фиксирующий межколейное расстояние. Щиты размером 120х700х1100 мм состоят из четырех брусьев, соединенных металлическими хомутами, на концах которых имеются кронштейны с отверстиями под соединительные пальцы. Масса одного щита 60 кг.
Покрытие ЛД-5 может собираться вручную; наибольший эффект получают при многократной (до 10 раз) укладке с помощью специального дорожного транспортера-укладчика ДТУ-2. Транспортер-укладчик смонтирован на раме трактора ТДТ-55, его барабан вмещает 40 м ленточного покрытия. Скорость снятия ленты 3,6 км/ч.