Подвесные канатные дороги


Подвесные канатные дороги, используемые в различных отраслях народного хозяйства для перевозки грузов и людей преимущественно при сложных рельефах местности, представляют собой транспортные комплексы, в которых подвесные конструкции (вагоны, вагонетки, тележки, кресла, платформы и различные прицепные устройства) перемещаются над земной поверхностью по канатам, натянутым между опорами. К преимуществам канатных подвесных дорог, по сравнению с другими видами наземного транспорта, следует отнести:
1) почти полную независимость параметров транспортных операций от рельефа местности на локальных участках трассы, так как пролеты между опорами могут быть весьма значительными;
2) возможность прокладки дорожной трассы без дополнительных затрат при пересечении оврагов, ущелий, заболоченных мест и водных преград;
3) обеспечение нормальной эксплуатации при дождливой погоде, снегопадах, гололедице и в периоды весенне-осенних распутиц.
Протяженность грузовых канатных подвесных дорог различна — от десятков до сотен метров, а пропускная способность достигает иногда 1000 т/ч. Особое значение канатные дороги приобретают в труднодоступных горных районах, так как во многих случаях капитальные и эксплуатационные затраты при их сооружении и использовании ниже соответствующих затрат при других видах транспорта, а надежность связи более высокая.
Канатные дороги подразделяют на тяжелые стационарные, легкие стационарные и переносные. Область применения дорог первых двух типов ограничивается постоянно действующими транспортными связями промышленных предприятий, туристских и спортивных баз. При сооружении дорог этих типов требуются значительные капитальные вложения, окупаемые при длительных сроках эксплуатации. На горных предприятиях канатные дороги сооружаются, главным образом, в горах для транспортировки полезных ископаемых к обогатительным фабрикам или железнодорожным погрузочным пунктам; на некоторых рудниках они предназначаются для перевозки людей, материалов и оборудования. Простейшие конструкции переносных канатных дорог, сравнительно широко используемых на лесозаготовках, применяют и при относительно небольших масштабах сезонных работ в ГРП.
К простейшим конструкциям относятся канатные (или проволочные) грузоспуски. В качестве опор используют стволы деревьев или несложные деревянные рамы, располагающиеся около пунктов отправления и доставки грузов (рис. 26.2). Металлический канат или оцинкованная проволока диаметром 5—8 мм закрепляется на опорах. Груз, поддерживаемый на подвесках, под действием силы тяжести спускается по канату к месту разгрузки. Простейшие конструкции подвесок представлены на рис 26.3, при ударе о разгрузочный конус подвеска автоматически отцепляется от каната.
Подвесные канатные дороги

Рассмотренную конструкцию грузоспусков целесообразно применять для транспортировки валовых проб с производственной площадки разведочного поля; расстояние транспортировки может достигать 500 м. При значительных расстояниях используют многопролетные грузоспуски.