Автомобильный и тракторный транспорт (часть 2)


Проходимость автомобиля при движении по деформированным грунтовым дорогам или по бездорожью характеризуется показателями так называемой габаритной проходимости (рис. 26.1).
Автомобильный и тракторный транспорт (часть 2)

Этот показатель включает дорожный просвет h, радиус продольной проходимости r и углы переднего и заднего свеса α. Чем больше дорожный просвет, тем выше проходимость автомобиля по неровным участкам земной поверхности и колейным дорогам. У отечественных грузовых автомобилей величина просвета колеблется от 200 до 400 мм.
Радиус продольной проходимости характеризует способность автомобиля преодолевать неровности местности, кюветы, канавы, бугры и другие препятствия. Чем меньше этот радиус, тем выше проходимость автомобиля. Величина радиуса менее 3 м — хороший показатель, от 3 до 4 м — удовлетворительный. У автомобилей малой и средней грузоподъемности радиус продольной проходимости обычно составляет 2,5—3,5 м, а у автомобилей большой грузоподъемности он достигает 6 м.
Углы переднего и заднего свеса также характеризуют способность автомобиля преодолевать более или менее крутые канавы и бугры; увеличение этих углов повышает проходимость автомобиля. Для грузовых автомобилей углы переднего свеса принимаются равными 40...60°, а заднего — 30...40°.
При проезде по песку, влажному грунту и неукатанному снегу на проходимость автомобиля сильно влияет давление колес на опорную поверхность: чем выше давление колес, тем глубже образующиеся колеи и больше сопротивление движению, особенно передних колес, прокладывающих колею. В связи с этим в условиях бездорожья целесообразно использовать автомобили с двигателем повышенной мощности и колесными формулами 4x4 или 6x6. Однако эксплуатация этих автомобилей в нормальных дорожных условиях экономически нецелесообразна.
Для повышения проходимости автомобилей с колесной формулой 4x2, как, впрочем, и грузовых автомобилей с другими колесными формулами, применяют специальные шины с грунтозацепами различного рисунка, шины увеличенного арочного профиля, шины с пониженным или с регулируемым давлением.