Дороги на такырах. Дороги на песках пустынных областей


Дороги на такырах. Такыры — пониженные участки в пустынных местностях с гладкой очень плотной и твердой глинистой поверхностью, растрескивающейся в сухое время на полигональные плиты. Весной такыры сначала превращаются в мелкие озера, а затем (до высыхания) в непроходимую топь. Если наземные транспортные трассы геологоразведочных организаций проходят по такырам, то бездорожная перевозка грузов и персонала возможна преимущественно в летнее время. Сооружение автомобильных дорог на такырах обеспечивает транспортные операции и в период распутицы. Оно заключается в устройстве насыпных трасс из грунта такыров. В летние месяцы сооружение насыпей связано со значительными трудностями отбойки и разрушения крепкого ссохшегося фунта, поэтому дорожные работы (отсыпка и профилирование насыпи) проводятся обычно зимой. Высота насыпи устанавливается с расчетом превышения дорожного полотна над уровнем паводковых вод. С целью повышения надежности транспортной связи и сохранности дорожного полотна в весенние месяцы поперечные размеры насыпи несколько больше размеров насыпей земляного полотна обычных дорог.
Дороги на песках пустынных областей. Надежность транспортных путей, прокладываемых на песках (в пустынях или полупустынях), зависит в основном от интенсивности засыпания дороги песком. Дорога, проложенная в песках без учета и реализации мероприятий по защите от заносов, обычно не обеспечивает нормальной эксплуатации автомобилей даже в течение одних суток, так как под действием ветровой нагрузки поперечные и продольные профили дороги непрерывно изменяются. Для уменьшения отрицательного влияния песчаных заносов на эксплуатационные характеристики дорог при выборе трасс может быть рекомендовано следующее:
1) трассу проводить по поверхности существующих понижений и котловин, так как песок обычно выносится из них и откладывается на повышенных участках рельефа;
2) направление трассы разбивать вдоль (а не поперек) имеющихся форм рельефа, а на открытых участках располагать трассу перпендикулярно к направлению преобладающих ветров;
3) проводить путь на летний период по неглубоким сухим солончакам, такырам, галечникам, берегам рек.
Наиболее эффективное и простое средство против заносов — сооружение земляного полотна с поперечным профилем обтекаемой формы. При обычном поперечном профиле дороги (рис. 25.5, а) за откосом насыпи земляного полотна в зоне завихрения неизбежно откладывается песок. При поперечном профиле обтекаемой формы (см. рис. 25.5, б) вихревой зоны не возникает.
При возведении насыпи на такырах, когда вдоль дороги необходимо сооружение водоотводных канав, также устраивается обтекаемый поперечный профиль; сопряжение с насыпью должно быть плавным (см. рис. 25.5, в).
Дороги на такырах. Дороги на песках пустынных областей