Конструкции автомобильных дорог (часть 2)


Поперечный профиль земляного полотна в форме выемки относительно прост, но применяют его преимущественно в благоприятной гидрогеологической обстановке, а также в местах пересечения холмообразных повышений земной поверхности. Простейший поперечный профиль земляного полотна автомобильной трассы называется «черновым проездом». Этот профиль применяется, в основном, при сооружении временных сезонных дорог в IV и V зонах водного режима; формируется он за счет снятия почвенно-растительного слоя, выравнивания и уплотнения поверхности грунтов. Ширина земляного полотна зависит от интенсивности движения, рельефа местности и срока службы дороги: в равнинных и холмистых местностях — от 3,5 до 9 м; при горном рельефе и в болотистых местностях — от 3,5 до 6,5 м. На поворотах дороги земляное полотно расширяют в сторону центра кривой. Величина расширения земляного полотна зависит от радиуса кривой.
На автомобильных дорогах, имеющих ширину земляного полотна менее 5,5 м, должны устраиваться разъезды, располагающиеся в пределах видимости, но не далее 300 м один от другого. Ширина разъезда должна быть не менее 8 м, длина — 30 м.
Геологоразведочные дороги сооружают в основном с фунтовым (низший тип) покрытием, но иногда (на сравнительно небольших участках, преимущественно около баз экспедиции) применяют усовершенствованное покрытие дорог. Переходный тип покрытия возводится и на дорогах несколько большей протяженности с интенсивным движением транспортных средств между базами и перевалочными пунктами или производственными участками, преимущественно в течение нескольких сезонов или круглогодично. Дорожным покрытиям низшего и переходного типов при сооружении геологоразведочных дорог придаются следующие формы поперечного сечения: полукорытная, корытная и серповидная (рис. 25.2, а...в).
Конструкции автомобильных дорог (часть 2)

Полукорытный профиль характерен для фавийных и грунто-щебеночных дорог, корытный — для покрытий с добавками вяжущих материалов, серповидный — для грунтовых дорог.
При наличии глинистых грунтов дорожное покрытие улучшают песчаными добавками, а сыпучих песков — добавками суглинков или торфа. Введение гравия или шебня (грунто-гравийные или грунто-щебеночные дороги) всегда улучшает качество дорожных покрытий, однако крупные каменистые добавки повышают износ автомобильных шин и, в известной мере, расход горючего. Оптимальное содержание гравия или щебня в дорожном покрытии должно составлять от 25 до 40%; размер зерен — от 20 до 40 мм; содержание глинистых частиц не должно превышать 15%.
Простейший способ улучшения грунтового покрытия — рассыпание добавок непосредственно на сформированную поверхность дороги слоем толщиной 3—5 см с последующей их укаткой колесами автомобилей. Рассыпать добавки целесообразно в увлажненный грунт дорожного полотна весной или после дождя.