Воздушный транспорт (часть 3)


Геологические экспедиции и партии, выполняющие работы в северных районах страны, где нет постоянных аэродромов, нередко пользуются снеговыми и ледовыми аэродромами. Такие аэродромы подготавливают в районах проведения работ в периоды предварительной доставки оборудования, материалов, ГСМ, снаряжения. Партии и экспедиции, ведущие круглогодичную работу, также пользуются снеговыми и ледовыми аэродромами. Геологическими организациями накоплен богатый опыт использования снеговых и ледовых аэродромов для посадки на них тяжелых транспортных самолетов Ан-10 и Ан-12.
Выбирать участок для снегового аэродрома необходимо до выпадения снега. На участке должны быть удалены пни, коряги, валуны, кочки, засыпаны ямы, срезаны бугры. Снеговые аэродромы предпочтительнее устраивать на лугу, выгоне, пашне, косе, отмели. При подготовке выбранного участка под аэродром места срезанных кочек и бугров следует перекрыть слоем мха толщиной 10—15 см во избежание появления термокарстовых воронок, а образовавшиеся на ВПП впадины и просадки засыпать сухим грунтом.
Подготовка зимних аэродромов предусматривает уборку и уплотнение снега на ВПП, а также с краев посадочных площадок. При этом следует обеспечить продуваемость расчищенного пространства и устроить снегозащитные ограждения в местах, где образуются заносы. В целях обеспечения безопасности полетов категорически запрещается накапливать снег на концевых полосах безопасности, а также делать валы вдоль боковых полос безопасности. Уход за летным полем должен начинаться с первого снегопада и продолжаться до конца зимы. Плотность снегового покрова должна быть однородной по всей полосе и не ниже 0,5 г/см3, а несущая способность полосы — не менее 50 кПа. В зимнее время для устройства аэродрома можно использовать замерзшие реки, озера, моря. При выборе места под аэродром предпочтение должно отдаваться мелководным водоемам с небольшой скоростью течения и минимальными колебаниями уровня воды.
При размещении ГРП на берегу озера, реки или моря для транспортных операций используют поплавковые гидросамолеты и летающие лодки. При выборе места для летного бассейна необходимо учитывать, что взлетно-посадочные параметры у гидросамолетов больше, чем у сухопутных; длина ВПП должна быть не менее 2000 м.
Вертодром — это площадь, специально подобранная или построенная, оборудованная и подготовленная для выполнения взлета, посадки и технического обслуживания вертолетов. Такая площадь может быть выбрана на поверхности земли, крыше здания, палубе корабля. Аналогично аэродрому, вертодром состоит из рабочей площади, полос воздушных подходов, рулежных дорожек, мест стоянок, швартовочных площадок и территории служебно-технической застройки. В зависимости от места расположения вертодрома и его назначения некоторые элементы могут отсутствовать, например рулежные дорожки, швартовочные площадки или места стоянки, территория служебно-технической застройки. Строительство вертодромов выполняется согласно техническим требованиям к вертодромам (рис. 26.6).
В силу специфики работы геологических организаций геологические партии строят, как правило, временные вертодромы, обеспечивающие взлет и посадку по вертикали.
Воздушный транспорт (часть 3)