Мосты и безмостовые переправы. Деревянные мосты


Места пересечения судоходных рек и озер наземными транспортными трассами геологоразведочных экспедиций и партий приурочиваются к существующим мостам, плотинам (дамбам) и паромным переправам общего пользования. В зимнее время с целью сокращения расстояния перевозок (при возможности преодоления крупных водоемов и водотоков по ледяному покрову) эти места могут изменяться. Этим же обусловлено изменение транспортных трасс, пересекающих относительно большие реки, водность которых в летние периоды резко снижается и появляется возможность переправы автотракторного транспорта вброд.
Альтернативным решением пересечения наземными трассами небольших, преимущественно равнинных рек и других водотоков с относительно медленным течением служит сооружение геологоразведочными партиями и экспедициями деревянных мостов, небольших земляных дамб с водопропускными устройствами и несложных паромных переправ; практикуется и использование переправ вброд и по льду (рис. 25.11).
Мосты и безмостовые переправы. Деревянные мосты

Среди элементов автотракторных трасс выделяют стационарные (мосты, дамбы) и нестационарные (паромы, переправы вброд).
Деревянные мосты. Основные части конструкции моста — пролетное строение и опоры. Пролетное строение мостов состоит из проезжей части и конструктивных элементов, поддерживающих проезжую часть и передающих нагрузку опорам. Основанием пролетного строения служат продольные прогоны (бревна), сверху которых укрепляется поперечный настил из досок и бревен. Мостовые опоры могут быть постоянными или плавучими (наплавные мосты). Мосты на постоянных опорах сооружаются чаще. По типу опор эти мосты разделяют на свайные, рамные, свайно-рамные и клеточные. Конструкции постоянных опор даны на рис. 25.12.
Мосты и безмостовые переправы. Деревянные мосты

Наиболее распространены свайные опоры. Они применяются почти всегда, когда в дно водотока можно забить сваи. Если забивка свай затруднена, то на нешироких водотоках с глубиной не более 4 м и со скоростью течения не превышающей 1,5 м/с, сооружаются мосты на рамных опорах. В тех случаях, когда из-за рельефа берегов строится мост с пролетным строением на значительной высоте от поверхности воды, устраиваются свайно-рамные опоры. Сравнительно редко применяют клеточные опоры, их возводят в оврагах или на нешироких реках глубиной менее 1 м и скоростью течения до 1 м/с. При строительстве мостов на быстрых реках, где забивка свай невозможна, предпочтительно пользоваться ряжевыми опорами, которые представляют собой деревянные срубы, заполненные камнем.
Расстояние от поверхности проезжей части до низа пролетного строения называется строительной высотой моста. В простых деревянных конструкциях мостов она невелика. Помимо строительной высоты, выделяют конструктивную высоту моста, под которой понимают расстояние между проезжей частью и уровнем воды реки. Конструктивная высота моста должна обеспечивать пропуск паводковых вод. Расстояние между опорами называют отверстием моста. Мосты, имеющие только две опоры, называются однопролетными, мосты с большим количеством опор — многопролетными.
Основные элементы моста рассчитываются исходя из величины подвижной нагрузки и нагрузки от собственной массы конструкции моста. Если сооружаемый мост предполагается эксплуатировать не один сезон, то необходимо предусмотреть мероприятия для сохранения его в течение зимнего периода и весеннего ледохода.
Один из способов сохранения моста в период весеннего ледохода — разборка его на зимний период или перед ледоходом; наиболее пригодны для этого мосты на рамных опорах. При других конструкциях опор перед мостом сооружают ледорезы.