Воздушный транспорт (часть 4)


Как и при выборе аэродромов, под вертодром следует выбирать участок с прочным грунтом и плотным дерновым покровом, препятствующим образованию пыли, выдуванию и размыванию почвы и образованию грязи. Если для вертодрома предполагается использовать речную косу или берег реки, верхний слой которого покрыт галькой или плотным песком, то необходимо установить способность его выдерживать нагрузку от колес вертолета. При выборе участка под вертодром в ущелье гор его ширина должна быть не менее 1000 м для Ми-4, Ми-1, Ка-18 и 1500 м для Ми-6, Ми-8 и Ми-2. Каждый вертодром должен иметь ветроуказатель — конус (как и на аэродроме), высота мачты которого не менее 6—8 м.
В пределах летной полосы должен быть выбран участок для приземления вертолета следующих размеров: для тяжелых вертолетов — 30x30 м, для средних — 10x10 м, для легких — 6x6 м. Участок приземления следует располагать по продольной оси летной полосы. При этом расстояния от ее торцов до участка должны быть не менее 40 м для тяжелых, 20 м для средних и 15 м для легких вертолетов, а от боков до участка соответственно 15, 7,5 и 4,5 м. Полностью расчищается и планируется только участок приземления, а на остальной части летной полосы могут оставаться препятствия высотой до 0,5 м. В этих случаях размеры рабочей площади для Ми-6 должны быть не менее 120x60 м, для Ми-4 — 50x25 м, для Ми-1, Ка-15, Ка-18 — 30x15 м. Длина полос воздушных подходов зависит от рельефа местности и при условии безопасного набора высоты составляет 150 м по отношению к летному полю. Вертолет при взлете должен иметь запас высоты над препятствиями (деревья, буровые вышки и т. п.) не меньше 10 м. Ширина боковых полос ограничений препятствий принимается равной ширине летного поля. На территории полос воздушных подходов не должно быть резких перепадов рельефа (оврагов, ущелий), вызывающих неблагоприятные для пилотирования перемещения воздушных масс. Линии электропередач, не скрытые складками местности или лесными массивами, должны располагаться на расстоянии не менее 1 км от границ вертолетной площадки. Максимальные уклоны поверхности вертодрома в продольном направлении не должны быть более 5°, а в поперечном — 3°.
Если выбранный участок имеет слабый грунт, то устраивается настил из бревен диаметром не менее 18 см, скрепленных скобами. Верхний накат бревен должен быть уложен в направлении, перпендикулярном к продольной оси вертолета. Размеры настила: для вертолета Ми-6 — 30x30 м, для Ми-4 — 10x10 м, для Ми-1, Ка-18 — 6x6 м. С поверхности летной полосы и мест стоянок удаляются все легкие предметы, которые могут быть подняты в воздух струей от несущего винта и повредить его лопасти. В зимних условиях при необходимости сооружения временных вертодромов их проще оборудовать на льду замерзших рек, озер, бухт. Выбор льда, подготовка его под летную полосу, определение необходимой толщины льда выполняются так же, как и при сооружении ледового аэродрома.
В пустынях лучшее место для посадки вертолетов — сухие такыры. Если поблизости нет такыров, то посадка вертолета допустима на площадки, выбранные на твердых грядовых песчаных массивах. При посадке вертолета Ми-4 площадка должна быть не менее 10x10 м, Ми-1, Ка-18 — 6x6 м. Вокруг площадок в радиусе 10 м не должно быть никаких препятствий. Временные вертодромы должны иметь упрощенные маркировочные знаки: летом — белые угловые знаки размером 2,0x2,0 м и центральный кольцевой знак, наружный диаметр которого 3 м и внутренний 2 м; зимой знаки могут быть обозначены хвойными ветками или флажками.