Структура транспортных связей - Первая и вторая группа


Рассмотрим возможные структурные схемы внешних транспортных связей геологоразведочных организаций. На рис. 24.1 представлена схема внешних транспортных связей экспедиций и партий, отражающая особенности условий проведения геологоразведочных работ.
Структура транспортных связей - Первая и вторая группа

Приведенная структурная схема построена на разделении транспортных связей геологоразведочных экспедиций на три группы с выделением в этих группах подгрупп с учетом главных особенностей транспортных операций — расстояния перевозок и видов используемых транспортных средств. Рассмотрим подробнее особенности транспортных операций в этих трех группах.
Первая группа — простые транспортные связи. К этой группе отнесены перевозки одним видом транспорта на сравнительно небольшие расстояния, которые ограничиваются выбираемым транспортным средством. В промышленных густонаселенных районах наибольшая эффективность таких связей часто достигается за счет использования автомобильных дорог общего пользования или подъездных путей рядом расположенных предприятий различного профиля. С минимальными затратами на погрузочно-разгрузочные работы грузы на автомобилях или прицепах доставляют от пунктов отправления (в частности, основных баз экспедиций) до пунктов назначения на расстояния, измеряемые обычно километрами или десятками километров; по этим же дорогам перемещают самоходное оборудование (например, буровые и геофизические установки). В некоторых случаях не исключается использование непосредственно примыкающих к пунктам назначения действующих железнодорожных (включая узкоколейные) и водных подъездных путей и трасс местного значения.
В лесостепных районах автомобильные перевозки преимущественно осуществляются по временным дорогам, трассы и протяженность которых изменяются в зависимости от сезонных и погодных условий. В пересеченной местности и при бездорожье грузы и персонал перевозят тракторами на колесных и бесколес-ных прицепах. В труднодоступных районах (таежные, гористые, тундровые) для перевозки даже на относительно короткие расстояния используют вертолеты, а также гужевой и вьючный транспорт. В отдельных случаях в гористой местности используют простейшие конструкции подвесных канатных дорог.
Вторая группа — транспортные связи средней сложности. К данной группе транспортных связей отнесены перевозки на значительные расстояния, измеряемые сотнями километров; на маршрутах расположены перевалочные пункты, где осуществляется перегрузка грузов. Возможно применение транспортных средств одного или разных видов. На перевалочных пунктах сооружают площадки для хранения грузов, складские и жилые помещения. Транспортные связи средней сложности наиболее характерны для малонаселенных районов североевропейского и азиатских регионов страны с разреженной сетью транспортных коммуникаций общего пользования. Сезонные изменения транспортных связей в этой группе проявляются более рельефно и сводятся к замене не только транспортных средств, но и видов транспорта, и маршрутов.
Например, в ряде случаев целесообразна или просто необходима замена автомобилей общего пользования на автомобили повышенной проходимости, тракторы или вездеходы; в случае речного транспорта грузы с судна общего пользования перегружают на катера или баржи, пригодные для плавания по небольшим, неглубоким рекам; при перевозке грузов на транспортном самолете их в некоторых случаях перегружают на вертолет.
Смешанные перевозки на значительные расстояния довольно часто осуществляются при замене водных или воздушных транспортных средств общего пользования на наземные транспортные средства, принадлежащие экспедиции. Комплексное использование транспортных средств выполняется с учетом сезонных изменений условий транспортировки грузов.