Вскрытие и подготовка карьерного поля (часть 2)


В этом случае общее число уступов (4-6) делят на группы по 2-3 уступа, каждую из которых вскрывают одной внешней или внутренней траншеей. Обычно одна часть групповых траншей обслуживает вскрышные уступы, а вторая часть — добычные уступы, чем создается рассредоточение вскрышных и добычных грузопотоков.
Вскрытие всех уступов карьера одной общей капитальной траншеей внешнего заложения применяют при двух-трех вскрываемых уступах и отсутствии необходимости рассредоточения грузопотоков.
При большей глубине карьера, при 4-8 уступах, вскрытие идет капитальными траншеями внутреннего заложения (рис. 8.8, б) или смешанного заложения, когда верхние 2-3 уступа вскрывают траншеями внешнего заложения.
При разработке горизонтальных и пологих месторождений, залегающих на небольшой глубине и имеющих значительные размеры по площади простирания, применяют вскрытие комбинированными способами, включающими в себя бестраншейное вскрытие верхних уступов с перевалкой вскрышных пород в выработанное пространство и вскрытие добычных горизонтов с применением капитальных траншей.
При разработке наклонных и крутых месторождений глубинного типа применяют вскрытие системой общих или групповых капитальных траншей и в отдельных случаях — вскрытие подземными выработками.
При проведении траншей выемку горных пород в зависимости от физико- технических свойств производят обычно экскаваторами без предварительного рыхления или с предварительным рыхлением буровзрывным способом.
Применяют два основных способа проведения траншей: бестранспортный и транспортный.
Бестранспортный способ (рис. 8.9, а) заключается в выемке породы и размещении ее на бортах проводимой траншеи непосредственно выемочным оборудованием: драглайнами или мехлопатами. Этот способ применяют при достаточной устойчивости бортов, позволяющей использовать их для размещения горной массы.
Вскрытие и подготовка карьерного поля (часть 2)

При транспортном способе проведения траншей вынимаемую породу перемещают на значительные расстояния средствами железнодорожного, автомобильного и конвейерного транспорта.
Выемку породы и ее погрузку в транспортные средства осуществляют мехлопатами, драглайнами и многоковшовыми экскаваторами с применением нижней и верхней погрузки.
При проведении траншей с использованием железнодорожного транспорта и мехлопат обычно применяют верхнюю погрузку, т.е. железнодорожные пути размещают на борту траншеи (рис. 8.9, б).
При проведении траншей с использованием автотранспорта в большинстве случаев применяют нижнюю погрузку; при использовании роторных экскаваторов для транспортирования горной массы применяют ленточные конвейеры.