Системы разработки с обрушением руды и вмещающих пород (часть 4)


Характерным примером эффективного применения под-этажного обрушения руды с торцовым выпуском является практика работы рудника «Кируна» (Швеция). Рудник разрабатывает крутые залежи железных руд мощностью около 90—100 м. Рудную массу разделяют на 6 сортов. На руднике имеется наклонный съезд с поверхности на этажные горизонты. На каждые 400—500 м длины рудного тела проходят наклонные заезды с этажных горизонтов на подэтажи, по которым перемещается самоходное оборудование. Подготавливают подэтажи рудным штреком по центру залежи, подэтажными ортами и рудным штреком у лежачего бока. На этом штреке через 200—250 м проходят 4—6 рудоспусков для разных сортов руды (рис. 19.8).
Системы разработки с обрушением руды и вмещающих пород (часть 4)

Очистную выемку ведут от висячего к лежачему боку.
Из каждого подэтажного орта пробуривают скважины по всей его длине до штрека перед началом их взрывания. Диаметр скважин 51 мм, буровая каретка на три перфоратора пробуривает за смену пять вееров с суммарной длиной скважин 350 м. Взрывают за один прием по одному вееру. На взрывание и проветривание отводят 45 мин. Дробление руды достаточно мелкое, вторичное дробление практически отсутствует.
Доставляют руду тяжелыми погрузочно-доставочными машинами ковшового типа с дизельным приводом на расстояние в среднем 120 м, производительность машины около 1000 т/смену.
Проветривание забоев местное, нагнетательное, осуществляют его вентиляторами, установленными в штреке (сначала в центральном, а затем у лежачего бока), по резиновым трубам, подвешенным к кровле ортов. Загазованность воздуха при работе дизельных машин часто не удовлетворяет санитарным нормам (которые являются менее жесткими по сравнению с нормами, применяемыми в нашей стране). Очистные работы осуществляют суточные комплексные бригады по 15—30 чел., куда входят бурильщики, взрывники, машинисты погрузочно-доставочных машин, а также четверо рабочих, которые заняты опробованием рудной массы. Сведения о числе разгруженных в рудоспуск машин и качестве привезенной ими рудной массы эти рабочие регулярно передают по телефону на пункт управления транспортом. Там эти сведения вводят в ЭВМ, управляющую движением электровозов и посылающую состав к тому или иному рудоспуску в зависимости от наличия в нем руды требуемого в данное время сорта. Производительность труда рабочего на очистных работах при подэтажном обрушении с торцовым выпуском руды и применением самоходного оборудования достигает 135 т/смену; протяженность подготовительно-нарезных выработок 5—9 м/1000 т; потери руды около 10%, разубоживание 20—30%.