Грузопотоки и транспортное обеспечение грузоперевозок (часть 1)


Трудоемкость грузоперевозок на карьерах весьма высокая и составляет с учетом вспомогательных работ 45-50 %, а в отдельных случаях до 65-70 % общих затрат на добычу полезного ископаемого.
К особенностям карьерных грузоперевозок относят значительный объем и одностороннюю направленность перемещения карьерных грузов, периодическую передвижку транспортных коммуникаций в связи с непрерывным изменением положения забоев, движение в грузовом направлении, как правило, с преодолением значительных подъемов.
Интенсивность работы карьерного транспорта характеризуется грузооборотом карьера, представляющим собой количество грузов в кубометрах или тоннах, перевозимых в единицу времени: час, смену и др.
Грузооборот карьера определяет масштаб горных работ и слагается из объемов перевозок вскрыши, полезного ископаемого и хозяйственно-технических грузов. Основной объем в грузообороте обычно составляет перевозка вскрыши.
Часть грузооборота, характеризующаяся устойчивым во времени направлением перемещения грузов (вскрышных пород, полезного ископаемого), называется грузопотоком.
Грузопотоки обычно разделяют по видам перевозимых грузов — вскрыша и полезное ископаемое и пунктам назначения. Такие грузопотоки называют рассредоточенными. Грузопоток называют сосредоточенным, если все грузы в нем перемещают из карьера на земную поверхность в одном направлении по одним транспортным коммуникациям.
Для перевозки грузов применяют транспортные средства цикличного и непрерывного действия.
К транспорту цикличного действия относят железнодорожный и автомобильный; к транспорту непрерывного действия — конвейерный и гидравлический.
При железнодорожных и автомобильных перевозках карьерных грузов продолжительность цикла складывается из продолжительности погрузки, времени движения с грузом к пункту разгрузки, продолжительности разгрузки, времени движения к месту погрузки и пауз между операциями цикла.