Гужевой и вьючный транспорт (часть 2)


Трассы вьючных троп прокладываются по долинам рек и через невысокие перевалы. Заболоченные места, а также участки, опасные в отношении осыпей, камнепадов, селевых потоков и лавин, необходимо обходить. Поверхность земли, по которой проходит намеченная трасса дороги, очищают от деревьев, кустов и камней. На болотистых участках насыпают песок или устраивают хворостяную выстилку. Крутые откосы или обрывы обходят или на их скатах устраивают путевые балконы-овринги, представляющие собой настилы из бревен или хвороста, укладываемые на ряды кольев, забиваемых иногда в породные трещины.
В качестве вьючных животных обычно используют лошадей, мулов, ишаков, иногда верблюдов, редко яков и оленей. В табл. 26.2 приведены данные о транспортных возможностях вьючных лошадей в зависимости от углов подъема тропы при удовлетворительном состоянии вьючной тропы и благоприятных погодных условиях.
Гужевой и вьючный транспорт (часть 2)

Масса грузов, перевозимых другими вьючными животными, составляет, кг: верблюдами — 200...300, яками — 80... 120, мулами—70...120, ишаками — 40...60, оленями — 25...30.
Вьюк составляется из двух боковиков и привьючки, укладываемой на седло. Грузы помещают обычно во вьючные сумы или вьючные ящики, подвешиваемые к специальным вьючным седлам (рис. 26.4).
Гужевой и вьючный транспорт (часть 2)

Перевозка неделимых грузов, масса которых превышает приведенные выше нормы, осуществляются на двух вьючных животных. При этом на седлах укрепляют поворотные круги, на которые укладывается жердь или труба с подвешенным к ней грузом.
Переноска грузов. В горных районах в местах, недоступных даже для вьючных животных, грузы переносятся людьми. Для носильщиков устраивают тропы, овринги или лестницы. Переноской грузов пользуются при отсутствии других приемлемых транспортных средств при выполнении маршрутов, а также для доставки материалов и легкого оборудования (например, мотоперфораторов) от базы партии, дороги или вьючной тропы до места производства разведочных работ на крутых склонах или на вершинах перевалов.
Грузы переносят на носилках, жердях, веревках и в рюкзаках. Масса груза, переносимого одним носильщиком, выбирается с учетом физических данных последнего, а также абсолютных отметок пути следования. Обычно она колеблется от 16 до 40 кг. Протяженность дневного перехода при этом составляет не более 15—25 км.