Подводная разработка месторождений (часть 5)


К числу таковых относятся установки, связанные посредством троса или трубопровода с судном-базой, и автономные технические средства, а также комбинированные системы.
Наибольшее внимание уделяется глубоководным эрлифтным установкам (рис. 202). Испытания такой установки проведены американской компанией «Дип си венчерс». Эрлифтная установка была смонтирована на судне «Дип си Майнер» водоизмещением 7400 т, длиной 106 м к шириной 15,2 м. В центральной части судна был установлен копер для наращивания и опускания к морскому дну става трубопроводов для подачи сжатого воздуха и подъема собранных конкреций в смеси с водой. Под вышкой оборудован колодец с лядами для опускания собирающего устройства пассивного типа на полозьях. Опробование установки произведено на плато Блейка при глубине воды 750-900 м. Подачу воздуха осуществляли от пяти компрессоров с подачей до 70 м3/мин при давлении до 10 МПа.Затраты на осуществление опытных работ составляли около 18 млн. долл.
Подводная разработка месторождений (часть 5)

Проведены опытно-промышленные испытания и канатной установки (рис. 203), идея которой принадлежит японскому инженеру Масуда. Установка представляет собой бесконечную канатную цепь из неопренового материала с подвешенными к ней ковшами, приводимую в действие тяговыми устройствами, расположенными на корме и носу добычного судна. В зависимости от глубины разработки меняется длина каната, вместимость ковшей и мощность привода установки. Работы в морских условиях выполнены компанией «Сумитомо» при поддержке правительства Японии. Для размещения установки приспособлено переоборудованное грузовое судно «Чиода Мару» длиной 79 м, шириной 11 м и дедвейтом 1400 т. На судне смонтированы две тяговые машины. Для испытаний был выбран относительно мелководный участок в Тихом океане, в 200 милях от о. Таити, содержащий конкреции. Сбор конкреций производился при боковых перемещениях судна со скоростью 0,2-0,5 м/с и скорости протяжки троса 0,6-0,9 м/с. Предпринимались меры для сохранения взаимно перпендикулярного расположения судна и несущего каната. Японскими специалистами на основании успешно проведенных экспериментов была спланирована промышленная добыча конкреций на глубинах до 600 м установками подобного типа. Достоинствами такой установки являются простота конструкции, относительно невысокая стоимость оборудования и безопасность работ в связи с отсутствием под водой электрических машин, обслуживающего персонала и металлоемких трубопроводов.
Подводная разработка месторождений (часть 5)

Развитие и совершенствование способов добычи подводных, в том числе и глубоководных месторождений твердых полезных ископаемых поставят на службу народному хозяйству значительные запасы руд, пока скрытые под водами Мирового океана и по существу являющиеся перспективной минерально-сырьевой базой промышленности будущего.