Технико-экономические показатели систем открытой разработки


Технико-экономические показатели систем зависят от производительности труда рабочих и горнотранспортного оборудования, параметров системы, себестоимости выемки 1 м3 породы, энергозатрат на выемку и удаление вскрышных пород, организации вскрышных и добычных работ. Так как горнотехнические условия, в которых ведут открытые работы, весьма разнообразны, то сравнение систем разработки по основным показателям затруднительно. Но ориентироваться можно и по приближенным данным об эффективности различных систем разработки рудных месторождений - производительности труда рабочих и себестоимости выемки 1 м3 породы.
Технико-экономические показатели систем открытой разработки

Хорошие технико-экономические показатели получены при системах разработки с применением гидромеханизации, но она требует наличия водных ресурсов, рыхлых пород вскрыши, горизонтального (или пологого) залегания месторождения. Экономическая эффективность комбинированных систем определяется соотношением в них транспортных и транспортно-отвальных систем. Относительную технико-экономическую эффективность различных систем разработки можно сопоставлять и на основании таких годовых показателей, как подвигание фронта работ и коэффициенты вскрыши.
Преимущественное развитие получают в последние годы бестранспортные и транспортно-отвальные разработки: на основе выпуска отечественной промышленностью мощных и сверхмощных экскаваторов, транспортно-отвальных мостов и консольных отвалообразователей.
Использование мощных экскаваторов позволяет эффективно применять бестранспортную систему разработки и в крепких, требующих предварительного рыхления, породах.
Широкое распространение транспортно-отвальной системы разработки связано с серийным выпуском оборудования непрерывного действия, в первую очередь консольных отвалообразователей с большим вылетом консоли.
Транспортные системы разработки развиваются на основе применения мощных экскаваторов, увеличения грузоподъемности вагона и автосамосвалов и параметров системы разработки (высоты уступов, ширины заходок), широкого использования конвейерного транспорта.