Характеристики систем открытой разработки (часть 4)


Транспортные системы. Отличительная особенность систем заключается в том, что пустые породы перемещают в отвалы колесным или конвейерным транспортом. Они получили наибольшее распространение при разработке месторождений с самыми разнообразными горно-геологическими условиями залегания. Их применяют при разработке рудных месторождений неправильной формы, наклонных или крутопадающих пластов, когда горные работы развиваются вглубь и невозможно размещать отвалы внутри карьера.
При разработке горизонтальных и пологопадающих месторождений встречаются редкие для рудных залежей условия, когда полезное ископаемое можно вынимать сразу на всю мощность, благодаря чему возможно размещение пустой породы в выработанном пространстве. В этих случаях могут применяться не только бестранспортные системы, но и транспортная с перевозкой породы во внутренние отвалы. Перемещение фронта работ может быть веерным или параллельным.
Веерное перемещение фронта (рис. 183) применяют при использовании многочерпаковых экскаваторов. Вскрышные и добычные пути соединяют через поворотный пункт, располагаемый на поверхности, по возможности на пониженном участке, чтобы уменьшить подъем путей в грузовом направлении. Породные и добычные пути посредством путепровода пересекаются на разных уровнях, благодаря чему происходит рассредоточение грузопотоков. Производительность карьера может достигать при этой системе нескольких миллионов тонн горной массы в год. Основные параметры системы (высоту уступов, ширину рабочих площадок) определяют в зависимости от физико-механических свойств пород, рабочих размеров оборудования и вида транспорта.
Характеристики систем открытой разработки (часть 4)

Параллельное перемещение фронта (рис. 184) применяют, когда на вскрышных и добычных работах используют одноковшовые экскаваторы. При этой системе вскрышные уступы соединяют с отвальными по одному из торцов карьера. Поезда для ремонта и экипировки выходят на поверхность по специальной траншее, имеющей большой подъем. Благодаря расположению транспортного горизонта на отвале ниже вскрышного горизонта пути имеют уклон в грузовом направлении и подъем в порожняковом. Тем самым наряду с минимальным расстоянием транспортирования достигается значительная полезная масса груженого поезда, что способствует высоким экономическим показателям системы.
Характеристики систем открытой разработки (часть 4)

При наклонных и крутопадающих пластах и мощных залежах применяют системы с перевозкой породы на внешние отвалы. Вскрытие таких месторождений при этих системах производят тупиковыми или спиральными внутренними траншеями (съездами).
При транспортной системе с перевозкой породы на внешние отвалы и вскрытием тупиковыми съездами (рис. 185) въездная траншея 1 завершается горизонтальным участком 2, служащим тупиковой площадкой. После проведения разрезной траншеи 3 экскаватор отрабатывает уступ заходками 4, 5 и т. д., по мере отработки которых переносят рельсовый путь 6. Траншея 7 вскрывает второй горизонт, отработку которого ведут одновременно с первым. Вскрышные и добычные работы могут производиться одновременно на двух, трех, четырех и более горизонтах. Пустые породы и руду вывозят на думпкарах. Рельсовые пути по мере отработки заходок переносят отдельными звеньями путевыми кранами грузоподъемностью 25-45 т на железнодорожном или гусеничном ходу. За смену кран переносит 400-500 м пути. Стационарное размещение вскрывающих выработок на рабочем борту упрощает порядок вскрытия, подготовки и отработки месторождения, обеспечивает сокращение объема работ по передвижению рельсовых путей. Но из-за того что в первоначальный период надо удалять значительный объем вскрыши, капитальные затраты увеличиваются, а срок строительства карьера удлиняется.
Характеристики систем открытой разработки (часть 4)