Характеристики систем открытой разработки (часть 5)


При транспортной системе с перевозкой породы на внешние отвалы и вскрытии спиральными съездами разрезные траншеи, от которых ведут отработку данных горизонтов, можно располагать соответственно положению съезда с любой стороны карьера. Поэтому параллельное перемещение уступов крайне затруднительно и отрабатывают их по веерной схеме или сочетая параллельное и веерное подвигание. Система не позволяет одновременно работать на значительном числе горизонтов. Отрабатывать одновременно можно только уступы, находящиеся в пределах самого нижнего витка спирального съезда; при автомобильном транспорте не более шести — восьми, при железнодорожном транспорте не более трех — четырех.
При системах с перевозкой породы на внешние отвалы для уменьшения объема первоначальных капитальных затрат и сокращения срока строительства карьера вскрытие иногда производят по усложненной схеме организации работ: с первоначальными нестационарными (скользящими) съездами. Расположение вскрывающих траншей вблизи рудной залежи или непосредственно по ней значительно ускоряет добычные работы.
При транспортных системах ввиду значительных затрат на транспортирование пустых пород себестоимость 1 т руды более высокая. Но благодаря универсальности, возможности вести вскрышные работы в любое время года и создавать значительный резерв подготовленных и готовых к выемке запасов эти системы получили широкое распространение.
Комбинированные системы разработки. На современных карьерах наиболее распространены комбинированные системы разработки, которые представляют собой сочетание транспортных систем с бестранспортными и транспортных с транспортно-отвальными. Применяют их в том случае, если горизонтальное или пологозалегающее месторождение покрывают мощные наносы, которые из-за недостаточных размеров экскаваторов или транспортно-отвального оборудования невозможно полностью удалить по одной системе. Примерная схема применения комбинированной системы следующая. Вскрышные породы разделяют по вертикали на два слоя. Верхний слой разрабатывают по транспортной системе, а нижний — но бестранспортной или транспортно-отвальной системе.