Способы вскрытия (часть 3)


Тупиковые съезды применяют при большой глубине залегания и при вытянутой форме месторождения. Поскольку последующие траншеи не выходят за намеченный разнос бортов, объем вынимаемых пород намного меньше, чем при вскрытии спиральными съездами.
Достоинства: незначительная зависимость от условий залегания месторождения, возможность размещения съездов на одном борту. Недостатки: значительная протяженность съезда 1 за счет тупиковых горизонтальных площадок 2 в местах перемены направления движения, из-за чего требуется увеличивать объем вскрыши; низкая средняя скорость движения поездов из-за перемены направления движения и маневров на тупиковых площадках.
Вскрытие скользящими съездами применяют для всех условий залегания полезных ископаемых, наиболее часто при вскрытии крутых и пологих месторождений большой мощности. При этом способе наклонным съездом отрабатываемый уступ разрезают по диагонали на две части. Затем производят выемку пород уступов переменной высоты. Применение скользящих съездов позволяет развивать горные работы от центра к флангам, что способствует быстрому вводу в эксплуатацию отдельных горизонтов.
Достоинства: сокращение сроков строительства карьеров, возможность ритмичного ведения вскрышных работ. Недостатки: необходимость периодического перемещения путей на съездах и значительная стоимость выемки горной массы, разрезаемой диагональным наклонным съездом части уступа.
Вскрытие крутыми траншеями, проводимыми с земной поверхности до рабочих горизонтов карьера. Эти траншеи, иногда называемые уклонами, оборудуют скиповыми, клетевыми или конвейерными подъемниками (рис. 175).
Способы вскрытия (часть 3)

Этот способ применяют при разработке мощных глубоко залегающих месторождений. Крутые траншеи закладывают на нерабочем борту, обычно на породах лежачего бока, или в торцах карьера. Они имеют большой угол наклона, иногда равный углу погашения борта карьера. Поэтому объем их небольшой. Горную массу поднимают в вагонетках, конвейерами или в скипах в зависимости от угла наклона траншеи. Подъем в вагонетках возможен при угле наклона до 20°. При большем — вагонетки поднимают, устанавливая их на специальных платформах.