Проведение траншеи (часть 1)


Способ проведения траншей устанавливают с учетом горнотехнических условий, типа применяемого горнотранспортного оборудования, местоположения и предусмотренных габаритов траншей. Соответственно тому как перемещаются горные массы, способы проведения траншей подразделяются на следующие основные способы:
- транспортные — с перевозкой вскрышных пород в отвал, а добытой руды на обогатительную фабрику рельсовым,
- автомобильным, конвейерным иди комбинированным транспортом;
- бестранспортные — с размещением вынутой горной массы на бортах траншеи;
- специальные — с выемкой и удалением горной массы направленным взрывом.
В зависимости от вида и схемы расположения погрузочного и транспортного оборудования транспортные способы имеют несколько вариантов.
Наиболее распространенный — проведение траншей сплошным забоем с нижней погрузкой. При этом варианте экскаваторы типа механическая лопата (иногда спаренные) или драглайн с укороченной стрелой грузят породу в думпкары пли автосамосвалы, располагающиеся на одном с ними уровне на почве траншеи (рис. 166). В этом случае на расстоянии порядка нескольких десятков метров от забоя создают выставочный тупик для формирования груженых составов. К экскаватору порожняк подают вперед думпкарами. После загрузки одного или двух задних думпкаров производятся маневровые работы: загруженный думпкар откатывают к выставочному тупику, а следующий за ним порожний подают к экскаватору.
Проведение траншеи (часть 1)

Преимущества этого способа: возможность проводить траншею сразу на всю глубину; использование любого типа механических лопат; благоприятные условия для выемочно-погрузочных работ. Недостатки: необходимость по мере подвигания забоя наращивать рельсовые пути и контактную сеть; погрузочный фронт ограничен радиусом действия стрел экскаватора; значительные перерывы в подаче порожняка, из-за чего снижается производительность экскаваторов.
Недостатки этого способа частично сокращаются при применении автотранспорта, обеспечивающего более эффективное использование забойного экскаватора и сокращение сроков проведения траншей. При расстоянии транспортирования породы более 4 км целесообразно применять комбинированный транспорт: автосамосвалы — в качестве забойного, железнодорожный — основного транспорта.
Проведение траншеи сплошным забоем с верхней погрузкой более рационально, чем с нижней, особенно в мягких и средних грунтах, При этом способе экскаватор грузит породу в вагоны, расположенные на борту траншеи (рис. 167). Суммарная величина глубины траншеи, высоты вагона, шпал и рельсов должна быть меньше максимальной высоты разгрузки экскаватора.
Проведение траншеи (часть 1)

Данный способ позволяет проводить траншеи глубиной 2-4 м, зависящей от рабочих параметров экскаватора, или применять специальные вскрышные экскаваторы ЭВГ-4, ЭВГ-6 с удлиненным рабочим оборудованием.