Технология и механизация работ при проходке устья (часть 3)
Рама-шаблон изготовляется из деревянных брусьев, соединяемых между собой болтами. К ней подвешиваются кольца временной крепи, которые выполняют обычно из швеллера или спецпрофиля. В устойчивых породах кольца устанавливают через 1 м, а в слабых — через 0,5 м. Для затяжки стенок между кольцами используют доски или железобетон. В последние годы широко применяют и металлические рамы-шаблоны.
После установки рамы-шаблона приступают к проходке устья. Отбойку пород осуществляют отбойными молотками и до глубины 1,5 м породу вручную выбрасывают на бровку котлована. С глубины более 1,5 м породу выдают в бадьях с помощью экскаватора, проходческого крана или подъемной установки. Погрузку породы в бадьи до глубины 2—3 м осуществляют вручную, а затем на автокран навешивают грейферный грузчик. После углубки на 3—3,5 м устанавливают деревянную опалубку и бетонируют верхнюю часть устья (оголовок). Иногда выемку грунта под оголовок проводят в подготовительный период. Выемку осуществляют открытым способом экскаваторами на глубину 3—4 м, и этот участок крепят постоянной крепью.
На постоянную крепь оголовка устанавливают основную (нулевую) проходческую раму, при этом раму-шаблон демонтируют. Основную раму изготовляют из двутавровых или швеллерных балок № 20—36. Каркас рамы перекрывают металлическим настилом, а проемы в раме (для лестничного отделения, трубопроводов и пропуска бадей) оборудуют металлическими двустворчатыми крышками — лядами. После укладки основной рамы монтируют передвижную опалубку для возведения бетонной крепи. Дальнейшую разработку ведут заходками по 1—1,5 м с последующим бетонированием каждой заходки. Когда глубина ствола достигает 10—12 м, на основную раму устанавливают пневматическую лебедку, к которой подвешивают пневмогрузчик, высвобождая автокран. Породу из бадей разгружают с помощью разгрузочного станка в автомобили-самосвалы и отвозят в отвал.
Воду из забоя выдают либо вместе с породой в бадьях, либо откачивают на поверхность забойным насосом.
После сооружения устья и технологического отхода монтируют копер, необходимое проходческое оборудование, и начинается проходка основной части ствола. Скорость сооружения устьев стволов в разведочной практике составляет 15—20 м/мес.
При сооружении небольших стволов на россыпных месторождениях глубина устья принимается не менее 5 м, и устье разрешается крепить деревянной сплошной венцовой крепью с последующим покрытием торкрет-бетоном. После проходки устья на глубину 1,5—2 м раму-шаблон заменяют на основную проходческую раму, состоящую из двух рядов деревянных венцов из брусьев сечением 250х250 мм.
- Технология и механизация работ при проходке устья (часть 2)
- Технология и механизация работ при проходке устья (часть 1)
- Конструкция устья ствола разведочной шахты (часть 2)
- Конструкция устья ствола разведочной шахты (часть 1)
- Форма и размеры поперечного сечения ствола шахты (часть 4)
- Форма и размеры поперечного сечения ствола шахты (часть 3)
- Форма и размеры поперечного сечения ствола шахты (часть 2)
- Форма и размеры поперечного сечения ствола шахты (часть 1)
- Мероприятия, предшествующие началу горнопроходческих работ
- Вскрытие месторождения полезного ископаемого (часть 3)
- Вскрытие месторождения полезного ископаемого (часть 2)
- Вскрытие месторождения полезного ископаемого (часть 1)
- Проходка камер (часть 4)
- Проходка камер (часть 3)
- Проходка камер (часть 2)
- Проходка камер (часть 1)
- Искусственное замораживание пород
- Тампонирование (тампонаж) пород
- Щитовой способ проведения выработки. Водопонижение
- Специальные способы проведения выработок. Забивная крепь
- Проходка горизонтальных выработок в мягких породах (часть 2)
- Проходка горизонтальных выработок в мягких породах (часть 1)
- Цикличная организация работ (часть 2)
- Цикличная организация работ (часть 1)
- Вспомогательные процессы при проведении горизонтальных выработок
- Расчет локомотивной откатки (часть 2)
- Расчет локомотивной откатки (часть 1)
- Оборудование для локомотивной откатки (часть 4)
- Оборудование для локомотивной откатки (часть 3)
- Оборудование для локомотивной откатки (часть 2)