Бульдозеры. Производительность бульдозера (часть 5)


Бульдозер состоит из универсальной рамы с опорами для присоединения к рамам гусеничных тележек трактора, отвала в сборе с толкателями. Она унифицирована и может быть использована для навески рабочих органов кустореза, корчевателя, снегоочистителя. Универсальная рама имеет подковообразную конструкцию, состоящую из двух изогнутых полурам коробчатого сечения. К переднему торцу полурам приварена сферическая головка, служащая для соединения со штоками гидроцилиндров пальцами. Рама снабжена кронштейнами для крепления толкателей. Шарнирное соединение рамы с гусеничными тележками трактора осуществляется проушинами, осями и опорами.
Отвал в верхней части изогнут по цилиндру, в нижней, подножевой части — плоский. Он имеет боковины и парные проушины для присоединения толкателей. К середине нижней части отвала приварено гнездо для сферической головки универсальной рамы. Для увеличения рабочей высоты отвала в верхней его части имеется козырек. К подножевой части лобового листа приваривают сменные ножи.
Толкатели служат для крепления отвала к раме. Они состоят из горизонтальных брусьев и винтовых раскосов. Толкатели соединяют с отвалом и кронштейнами рамы пальцами через крестовины и шаровые пальцы, которые закрепляют в кронштейнах рамы.
Пневмоколесные бульдозеры, обладая высокой скоростью передвижения (максимальная скорость вперед и назад до 50 км/ч) и маневренностью благодаря шарнирно-сочлененной раме, являются высокопроизводительными машинами, выполняющими разнообразные работы: вскрытие наносов, отвалообразование, строительство плотин и очистку полигонов от растительного слоя, расчистку и планировку площадок и дорог, сгребание породы к подошве навала для эффективной работы экскаватора, зачистку уступов и др. Они выполняют также роль тягача-толкача для загрузки мощных скреперов, работают с оборудованием рыхлителя и т. д.
Бульдозеры на пневмоколесном ходу более просты в эксплуатации и ремонте, чем на гусеничном ходу. Ходовая часть колесных тракторов примерно в три раза долговечнее ходовой части гусеничных тракторов, при этом замена хода пневмоколес-ной машины может быть осуществлена за 8 чел.-ч, а гусеничного хода — за 300 чел.-ч.
Пневмоколесные бульдозеры наиболее целесообразно использовать в карьерах небольшой и средней производительности со сравнительно малыми объемами бульдозерных работ, рассредоточенных на разных горизонтах или местах на значительных расстояниях. Пневмоколесные бульдозеры на землеройно-транспортных работах в мягких глинистых породах предпочтительно применять в районах с сухим климатом.