Погрузочно-транспортные машины (часть 1)


В горнорудной промышленности России и за рубежом широко применяют погрузочно-транспортные машины. Погрузочно-транспортные машины комплексно выполняют операции погрузки, транспортирования и разгрузки горной породы, обеспечивая высокие технико-экономические показатели. Применение их особенно эффективно при работе в выработках большого сечения.
Погрузочно-транспортные машины классифицируют по следующим признакам: по принципу действия погрузочного органа — с верхним и нижним захватом; по типу грузонесущей емкости — с грузонесущими ковшом и бункером; по способу разгрузки — с опрокидным кузовом, с донным конвейером; по исполнению ходовой части — пневмоколесные и гусеничные; по виду энергии привода — электрические, пневматические, дизельные. Машины с грузонесущим кузовом и грузоподъемностью 2,5; 4; 6; 10; 16 т обозначают буквами ПТ, а машины с грузонесущим ковшом грузоподъемностью 2, 3, 5, 8, 10 т — ПД. Грузоподъемность машины указывают справа от буквенного обозначения, например ПД-8 или ПТ-4 (табл. 17.4).
Погрузочно-транспортные машины (часть 1)

Погрузочно-транспортные машины типа ПТ изготовляют на пневмоколесном ходу с кузовами опрокидного типа или с донной разгрузкой. Приводом машин служат пневматические или дизельные двигатели. Машина такого типа (рис. 17.10) состоит из ковшового погрузочного органа 1 с нижним черпанием, пневмоколесного механизма передвижения 2, кузова 3 и системы управления 4. Ковш закреплен на шарнирной рукояти и поднимается пластинчатой цепью лебедки, привод которой осуществляется от поршневого пневмодвигателя через планетарный редуктор. Рессоры служат для амортизации ударов рукояти при разгрузке ковша в кузов 3. Кузов разгружается опрокидыванием назад от пневмоцилиндра, при этом одновременно откидывается задний борт. Четыре колеса механизма передвижения являются ведущими, благодаря чему обеспечиваются высокая проходимость, большое напорное усилие при внедрении ковша в горную массу. В машине применен бортовой привод от пневмодвигателей. Каждые два колеса, переднее и заднее, кинематически соединены бортовым редуктором. Благодаря такой конструкции механизма передвижения возможен разворот машины на месте путем вращения колес каждого борта в разные стороны. Остановка машины производится отключением пневмодвигателей, а торможение — противовключением.
Погрузочно-транспортные машины (часть 1)

Система управления включает в себя воздухораспределители для непосредственного управления исполнительным органом и механизмом передвижения машины, а также автомасленку для подачи смазки к потребителям сжатого воздуха.