Перемещение горной массы железнодорожным транспортом (часть 1)


Железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перемещения горной массы на карьерах с годовым грузооборотом 25 млн т и более при дальности транспортирования от 3 до 12 км. Этот вид транспорта является высокопроизводительным, надежным в эксплуатации и более дешевым по сравнению с автомобильным и конвейерным транспортом; стоимость 1 т•км перевозок в 4-6 раз меньше. В то же время железнодорожный транспорт требует наибольших радиусов закруглений пути — 100-120 м, значительной протяженности фронта работ — 500-600 м и допускает минимальные подъемы пути — 40-60 %.
Рельсовые пути на карьерах по своему устройству мало отличаются от рельсовых путей, укладываемых в подземных выработках. Ширина колеи рельсового пути в большинстве случаев равна 1524 мм. Для карьерных путей используют рельсы типов Р43, Р50, Р65, Р75, длина отрезков рельса принята 12,5 и 25 м, шпалы — деревянные, железобетонные и металлические.
Карьерные рельсовые пути различают временные, их периодически перемещают на уступах вслед за движением фронта горных работ, и постоянные, укладываемые на длительный срок в капитальных траншеях и на земной поверхности. Важной характеристикой рельсового пути является величина его подъема или уклона в продольном направлении, которую принято выражать в промиллях и определять по формуле і = 1000tgα, где і — величина подъема, α — угол подъема пути. Максимальный подъем пути в грузовом направлении называют руководящим подъемом ір, по его величине определяют допустимую массу поезда. Руководящий подъем для тепловозной тяги составляет 25 %, для электровозной — 40-60 %, для моторовагонной — 80 %.
Вагоны и полувагоны, предназначенные для перемещения насыпных грузов, разделяют на думпкары, гондолы и хопперы.
Думпкары наиболее широко применяют для перевозки вскрышных пород и руд. Вагон может воспринимать значительные динамические нагрузки от падения в него крупных кусков породы массой 3-5 т с высоты 1,5-3 м при загрузке экскаватором; разгрузка вагона производится с помощью пневмоцилиндров, которые наклоняют его кузов под углом 45° с одновременным опусканием или подниманием борта (рис. 3.26). Выпускают думпкары типа ВС — вагон саморазгружающийся грузоподъемностью 60, 85, 105, 145, 170 т и соответственно вместимостью 30, 38, 50, 68, 80 м3. Под грузоподъемностью понимается максимальная масса груза, которая может быть погружена в вагон, под вместимостью — внутренний объем кузова вагона. При погрузке с верхом объем перевозимой горной массы может на 20-25 % превышать объем кузова вагона.
Перемещение горной массы железнодорожным транспортом (часть 1)