Перемещение горной массы автомобильным транспортом


Автомобильный транспорт применяют для перемещения горной массы на карьерах, главным образом, со сравнительно небольшим годовым грузооборотом в 15-20 млн т при расстоянии транспортирования до 4-5 км. С использованием автосамосвалов грузоподъемностью 75-180 т и более автотранспорт может быть эффективным при годовом грузообороте до 50-60 млн т и более.
Основными преимуществами автомобильного транспорта являются его способность преодолевать подъемы 80-100 %, высокая маневренность и небольшие радиусы поворота — 15-25 м, отсутствие ограничений по длине фронта работ. Недостатки: резкое снижение эффективности эксплуатации при увеличении расстояния транспортирования, относительно высокая стоимость перевозок, большая зависимость от климатических условий, сложность организации ремонтного хозяйства.
Карьерные автодороги различают стационарные, то есть расположенные в капитальных траншеях, на поверхности карьера, имеющие длительный срок эксплуатации, и временные — проложенные на уступах и отвалах и перемещающиеся вслед за продвижением фронта горных работ. Ширина проезжей части дороги зависит от габаритов подвижного состава и, например, для автосамосвалов грузоподъемностью 27-40 и 75-120 т составляет соответственно 13-15 м и 20-25 м. Дороги обычно имеют двухскатный профиль, а на косогорах и закруглениях — односкатный. Вдоль автодорог устраивают боковые кюветы для отвода вод. На стационарных автодорогах применяют цементобетонное покрытие, асфальтобетонное или щебеночное с пропиткой и поверхностной обработкой; на временных дорогах — фунтовое покрытие со щебеночными добавками или без покрытия при скальном основании. От состояния дорог зависит эффективность эксплуатации автомобильного транспорта.
Подвижной состав включает в себя автосамосвалы и полуприцепы (рис. 3.27). Автосамосвалы — это машины с кузовом, обычно разгружающимся посредством опрокидывания назад; у полуприцепов кузов выполнен отдельно от тягача и соединяется с ним специальным прицепным устройством, полуприцепы могут разгружаться назад, набок или через дно.
Перемещение горной массы автомобильным транспортом