Перемещение горной массы рельсовым транспортом (часть 2)


Рудничные или шахтные локомотивы разделяют на электровозы, работающие на постоянном или переменном токе, дизелевозы — локомотивы с дизельными двигателями, гировозы, т. е. инерционные локомотивы, и локомотивы, источником энергии которых является сжатый воздух. Наибольшее распространение получили электровозы. Шахтные или рудничные электровозы бывают контактные с питанием двигателя локомотива от внешнего контактного провода, расположенного в горной выработке, и аккумуляторные с автономным источником питания в виде аккумуляторных батарей, установленных на локомотиве. В шахтах и рудниках, опасных по газу и пыли, применяют только аккумуляторные электровозы за исключением отдельных случаев использования контактных электровозов с двумя токоприемниками для уменьшения искрообразования в выработках, проветриваемых свежей струей воздуха. В шахтах и рудниках, не опасных по газу и пыли, в основном применяют контактные электровозы, являющиеся более простыми и удобными в эксплуатации, имеющие большую мощность, скорость движения и меньший расход энергии.
Контактные и аккумуляторные электровозы (рис. 3.15, 3.16) состоят из механического оборудования, в состав которого входят рама, ходовая часть, подвеска рамы, тормозная система, песочная система, и электрического оборудования, включающего в себя тяговые двигатели, пускорегулирующую аппаратуру, источники питания. По сцепному весу электровозы различают легкие — до 50 кН, средние — 50-140 кН, тяжелые —> 140 кН. Выпускаются контактные электровозы 7KPIV, К10, К14, КН10 и аккумуляторные электровозы АК-2У, АРВ7, АРП7, АРП10, АРП14; числа показывают сцепной вес электровоза (тс или кН), буква К означает контактный, А — аккумуляторный, буквы АРВ — аккумуляторный рудничный взрывобезопасный, АРП — аккумуляторный рудничный повышенной защищенности.
Перемещение горной массы рельсовым транспортом (часть 2)

Перемещение горной массы рельсовым транспортом (часть 2)

Для перемещения тяжеловесных составов без увеличения площади поперечного сечения выработок используют спаренные электровозы, которые образуют единый агрегат, управляемый одним машинистом. В табл. 3.12 показана ориентировочная рекомендуемая область применения электровозов в шахтах.
Перемещение горной массы рельсовым транспортом (часть 2)