Пневматическая закладка (часть 2)


С помощью распределительного трубопровода осуществляется возведение закладочного массива с торцовым или боковым выпуском. При торцовом выпуске трубопровод и ограждения рассоединяют на звенья длиной 6—9 м и передвигают вслед за группой перемещающихся секций механизированной крепи. В образовавшуюся полость направляется поток пневмосмеси, который полностью заполняет ее, образуя плотный закладочный массив. Положительным в этом случае является минимальная площадь обнажения кровли за крепью, что позволяет разрабатывать пласты с неустойчивой кровлей.
При боковом выпуске трубопровод не разбирается. По его длине через каждые 5—6 м устанавливаются боковые выпуски с поворотными патрубками с углом отклонения до 15°. При таком угле отклонения потока обеспечивается возведение плотного закладочного массива. Возведение закладочного массива производится независимо от выемки угля, что повышает надежность технологических процессов выемки и закладки. Трубопровод с боковым выпуском применяется при разработке пластов с труднообрушающейся кровлей. Очистной забой перемещается по простиранию или по восстанию пласта.
Технологическая схема с подземным расположением дробильно-сортировочного комплекса применяется преимущественно на глубоких шахтах при разработке тонких пластов.
Технологическая схема с поверхностным расположением дробильно-сортировочного комплекса — на шахтах, разрабатывающих пласты угля средней мощности и мощные.
Пневматическую закладку применяют также для возведения околоштрековых полос, используя породу от проведения выработок по тонким пологим угольным пластам, с помощью дробильно-закладочной установки «Титан».
Пневматический способ возведения закладочного массива обеспечивает достаточно высокую его плотность (усадка закладочного массива не превышает 15—20%), относительную простоту транспортирования закладочного материала по трубам и управления процессом возведения закладочного массива в выработанном пространстве.
Основные недостатки пневматической закладки: значительные капитальные затраты на закладочное и силовое оборудование; повышенные требования к качеству закладочных материалов, особенно в отношении содержания в них мелочи, влаги и глинистых примесей; высокий расход сжатого воздуха на укладку 1 м3 закладочного материала; быстрый износ трубопровода и его арматуры (переходных колен, задвижек, распределителей). Все это обусловливает высокую стоимость и трудоемкость закладочных работ.
Трудоемкость пневматического транспортирования закладочного материала с поверхности шахты до пневмозакладочной машины составляет 40—50% всей трудоемкости закладочных работ. Поэтому считают эффективным применение комбинированной гидропневматической закладки, когда для доставки закладочного материала с поверхности шахты до очистного забоя применяют гидравлический транспорт, а подачу его после обезвоживания, в выработанное пространство осуществляют пневмотранспортом.