Роторно-турбинные и реактивно-турбинные буры


Стандартом установлено, что роторно-турбинные буры должны изготовляться из двух и более турбобуров с двумя несущими продольными стяжками, устройством для смены отработанных турбобуров над устьем выработки и противозахватным устройством.
Реактивно-турбинные буры изготовляют без указанных устройств, но они должны быть снабжены утяжелителями. Обе конструкции РТБ имеют шламоуловители.
Техническая характеристика роторно-турбинных и реактивно-турбинных буров приведена в табл. 23.6.
Роторно-турбинные и реактивно-турбинные буры

Цифра в типоразмере агрегата РТБ соответствуют диаметру буримой выработки.
Бур РТБ (рис. 23.12) состоит из траверсы 2, жестко соединяющей турбобуры 3, снабженные шарошечными долотами 7. На турбобурах 3 размещены утяжелители 5, шламоприемники 4 и 6. С помощью переходника 1 бур РТБ соединяется с буровой колонной, состоящей из труб диаметром 168 мм, соединенных между собой резьбовыми замками. Трубы выпускают длиной 6; 8 и 11,5 м.
Роторно-турбинные и реактивно-турбинные буры

При бурении стволов в породах с коэффициентом крепости от 6 и более РТБ оснащают либо серийными трехшарошечными долотами типа С, Т, ТЗ (для пород средней крепости) и ОК (для крепких пород), либо специальными долотами ДРБ-620, 750, 880.
Долота ДРБ состоят из четырех и более серийно выпускаемых шарошек.
Каждый новый комплект долот должен быть приработан на забое в течение 8—10 мин, при уменьшенных осевых нагрузках на бур и минимальной частоте вращения. Учитывая работу шарошек долот в режиме удара со скольжением, расход промывочной жидкости должен быть не менее 2 л/с.