Автомобильные дороги особой конструкции. Дороги в горах


Дороги в горах. Основные транспортные средства геологоразведочных партий, осуществляющих поисковые и разведочные работы в горах, — автомобили и тракторы. Для обеспечения возможности эксплуатации автомобилей в горах прокладывают временные дороги или так называемые «черновые проезды». Трассу дороги выбирают с учетом допустимых углов подъема и радиусов закругления, обеспечения наибольшей безопасности и надежности перевозки грузов при минимальных объемах дорожных работ (укрепление проезжей части, выемка грунта и устройство насыпей, возведение защитных сооружений от осыпей, селевых потоков и лавин).
В трассе горной дороги выделяют долинные ходы и перевальные участки. Долинные ходы, прокладываемые по долинам рек, характеризуются сравнительно небольшими уклонами и значительным количеством поворотов, так как трасса в большинстве случаев проводится параллельно руслу реки. На перевальных участках или крутых склонах горная дорога характеризуется предельными углами наклона.
На рис. 25.8 представлена схема дорожной трассы в горах. Для соблюдения требований, предъявляемых к продольному профилю автомобильной дороги, трасса на пологом участке пути развивается в виде плавной кривой, а на крутом склоне — в виде ломаной линии.
Поперечные профили горных дорог представлены на рис. 25.9.
Автомобильные дороги особой конструкции. Дороги в горах

При значительных величинах угла склона горы насыпи и полунасыпи укрепляются банкетами из камня. Наиболее распространенный профиль дороги на долинных ходах — полувыемка. Полунасыпи возводят из грунта, получаемого из выемок или резервов. Помимо канав, для обеспечения сохранности насыпи в ней иногда сооружаются водопропускные устройства. На прямых участках дороги, проходящей по косогорам с крутизной более 30°, проезжей части дороги придается односкатный профиль с наклоном в сторону горы 2°. На кривых участках, центр которых расположен в сторону крутого обрыва, проезжей части придается уклон 1° в сторону горы. Ширина проезжей части дороги на серпантине и на кривых минимальных радиусов увеличивается на 1,5—2 м.
Трассы временных дорог выбирают таким образом, чтобы по возможности избежать опасных участков. В ряде случаев на склоне горы выше дороги устраивают простейшие сооружения для зашиты от осыпи, например, делают барьер из бревен или устанавливают щит (рис. 25.10).
Автомобильные дороги особой конструкции. Дороги в горах