Погрузка горной породы (часть 5)


Применяются также способы непрерывной погрузки горной массы. Для непрерывной погрузки могут использоваться перегружатели длиной на состав вагонеток (рис. 115), рассчитанный на весь объем породы, отделенной за взрыв; бункера-поезда (рис. 116); погрузочно-доставочные комплексы; составы из универсальных проходческих вагонеток ВПУ-11. Бункера-поезда позволяют производить прием, откатку и разгрузку горной массы за проходческий цикл при проведении горизонтальных выработок. При этом достигается хорошая организация работ, повышаются производительность труда и скорость проведения выработок, снижаются в 3—6 раз общие затраты на проведение.
Погрузка горной породы (часть 5)

Погрузка горной породы (часть 5)

Существенный недостаток бункеров-поездов — невозможность применения их в искривленных выработках.
Скреперная погрузка горной массы при проведении горизонтальных горно-разведочных выработок имеет ограниченное применение. В основном этот способ погрузки применяют при погрузке породы из коротких рассечек, пройденных из шурфа или восстающего, при погрузке породы из квершлагов (рассечек), проводимых из наклонного ствола, при разведке россыпных месторождений и при проходке наклонных стволов и коротких штолен небольших площадей сечений.
Рациональная длина скреперования зависит от вместимости ковша и скорости скреперования. Обычно она равна 50—70 м. При применении скреперов вместимостью более 0,5 м3 длина скреперования может составлять 130 м.
Скреперная установка состоит из скреперной лебедки, скрепера, скреперного полка, скреперных блоков (рис. 117).
Погрузка горной породы (часть 5)

При скреперовании в люк скреперный полок отсутствует.
Скреперные лебедки выпускаются мощностью от 10 до 55 кВт.
Скреперы могут быть ящичного, гребкового типа или аккумулирующие.
Для погрузки горной массы могут применяться скреперные комплексы СКУ-1, СКМ-600, СКБ-1, МПДК-2 (СКУ-КГ), МПДК-3 и другие, предназначенные в основном для погрузки породы из наклонных выработок, проходимых сверху вниз.
Погрузка породы комплексами может производиться в вагонетки или на конвейер.
Производительность скреперной погрузки
Погрузка горной породы (часть 5)

где V — вместимость скрепера, м3; ψ=0,85 — коэффициент заполнения скрепера; L — длина скреперования, м; vр.х — скорость рабочего хода скрепера, м/с; vx.х — скорость холостого хода скрепера, м/с; t=20÷40 с — продолжительность загрузки и разгрузки скрепера с учетом пауз на переключение хода и потери времени при замедлении и ускорении.
В геологической практике для транспортировки грузов в основном применяется рельсовый транспорт. Конвейеры находят применение при ступенчатой погрузке породы в забое. Имеются отдельные случаи применения монорельсового и моноканатного транспорта.
Рельсовый транспорт представляет собой рельсы, уложенные на шпалы, которые укладываются через 0,7—1 м на балластный слой (постоянный путь) или на почву выработок (временный путь).
Рудничные рельсы выпускаются марок Р-10: Р-15; Р-18; Р-24; Р-33 и Р-38, имеющие массу 1 м соответственно 10; 15; 18; 24; 33 и 38 кг. Выбор типа рельсов производят в зависимости от массы подвижного состава, величины грузопотока, способа откатки.
Шпалы изготовляются из сосны, кедра, пихты, лиственницы и представляют собой брусья шириной но нижней постели 190—230 мм и толщиной 120—140 мм.
В качестве шпал для временною пути у забоя могут применяться металлические ленгы, швеллеры, отрезки рельсов.
Откатка составов и отдельных вагонеток производится аккумуляторными или контактными электровозами (рис. 118, табл. 36).
Погрузка горной породы (часть 5)

Погрузка горной породы (часть 5)