Погрузка горной породы (часть 4)


Пневматические вагоноперестановщики обычно переносят через 40—70 м. Для установки вагоноперестановщика необходимо устройство ниши. Продолжительность замены одной вагонетки составляет 1,5—2 мин. При применении вагоноперестановщиков снижаются затраты на устройство обменного пункта по сравнению с тупиковыми разминовками. В случаях, когда размеры выработки позволяют, применяют вертикальные вагоноперестановщики (рис. 114, ж). Маневры электровоза с составом вагонеток при применении вертикального перестановщика производятся так же, как и при использовании горизонтального, только поднятая вагонетка не отводится в сторону.
Среднее время обмена одной вагонетки 1—3 мин в зависимости от расстояния перестановщика до забоя. Недостатком этой схемы является то, что при небольшой высоте выработки необходимо в кровле делать нишу.
Для установки роликовой платформы (рис. 114, з) в выработке небольшой площади сечения необходимо проводить нишу. Организация работ при обмене вагонеток следующая. Электровоз подает партию вагонеток в забой к погрузочной машине. В процессе загрузки вагонетки порожняя из состава устанавливается на платформу и вручную перекатывается в нишу. Затем электровоз с вагонетками отгоняется от забоя за роликовую платформу. Из ниши выкатывается порожняя вагонетка и ставится на рельсовый путь, платформа подается в нишу и вагонетка электровозом направляется к погрузочной машине, и так до загрузки всего состава. При этой схеме обмена электровоз при откатке состава располагается в голове его.
Перенос роликовой платформы обычно осуществляется через 30—40 м.
Для перевода вручную малогабаритных одиночных вагонеток грузоподъемностью до 12 т с одного пути на другой применяют поворотные круги (рис. 114, и). Обмен вагонеток осуществляется вручную. Состав порожних вагонеток прогоняется через поворотный круг на основной выработке, одна порожняя вагонетка оставляется на поворотном круге, поворачивается и откатывается к погрузочной машине. Груженую вагонетку через поворотный круг отгоняют к электровозу. Эта схема применяется при выполнении малых объемов работ при проведении выработок перпендикулярно к основной или под некоторым углом (проведение камер, рассечек из штреков, штолен и пр.).
Ленточные перегружатели могут иметь длину, рассчитанную на весь состав или на его часть, тогда они могут применяться в сочетании с замкнутой разминовкой (рис. 114, к).
От перегружателя груженые вагонетки электровозом откатываются за разминовку, а с разминовки под погрузку подается порожний состав вагонеток. Число вагонеток в составе зависит от длины перегружателя, которая обусловливается искривленностью горной выработки и размерами поперечного сечения.
Для устранения простоя погрузочной машины во время обмена составов возможно применение бункера-конвейера, состоящего из аккумулирующего бункера и разгрузочного конвейера. Погрузочная машина непрерывно грузит породу в бункер-конвейер, из которого порода поступает в вагонетку. Загруженный состав электровозом откатывается на разминовку, а с разминовки под погрузку к бункеру-конвейеру подается новый состав. Во время маневров погрузочная машина продолжает грузить породу в бункер-конвейер и т. д.