Вскрышные и добычные работы. Средства механизации (часть 5)


Внутренние отвалы возможны при разработке месторождений с углами падения пластов не более 12°, вынимаемых сразу на полную мощность. Во внешние отвалы порода размещается при разработке наклонных и крутых пластов с постепенным развитием горных работ в глубину, а также в начальный период разработки горизонтальных пластов до образования выработанного пространства необходимой вместимости.
Для перемещения породы во внутренние отвалы применяют мощные драглайны с вместимостью ковша 25—80 м3 и длиной стрелы до 100 м (ЭШ-25/100, ЭШ-80/100), механические лопаты с вместимостью ковша 35 м3 и длиной рукоятки до 65 м (экскаваторы ЭВГ-35/65, ЭВГ-100/70). Для образования внутреннего отвала применяют и специальные транспортно-отвальные мосты (рис. 20.5), имеющие пролетное строение с двумя самоходными опорами и отвальную консоль, на которых смонтированы конвейеры.
Вскрышные и добычные работы. Средства механизации (часть 5)

Рабочие параметры консольных отвалообразователей обеспечивают высокую их производительность. Так, отвалообразователь ОШР-225/11200 имеет длину отвальной консоли 225 м, обеспечивает максимальную высоту отсыпки до 83 м и производительность по разрыхленной породе 11200 м3/ч. Складирование породы в отвал отличается простотой и экономичностью. Комплекс обеспечивает поточную технологию работ, сравнительно легко поддается полной автоматизации.
При вскрышных работах для удаления мягких сыпучих пород в благоприятных климатических условиях применяют и гидравлическое разрушение (смыв) пород и их транспортирование в отвал.
При железнодорожном и автомобильном транспорте порода вывозится во внешние отвалы. Последние обычно располагают на безугольных площадках вблизи карьерного поля. Развитие отвала начинается с образования первоначальной насыпи посредством одноковшового экскаватора (или драглайна). На образовавшуюся насыпь настилают рельсовые пути, по которым затем подаются вагоны с породой. При разгрузке вагонов часть породы скатывается под откос, а другая часть остается около пути, образуя своеобразный гребень. Эта порода сбрасывается под откос отвальными плугами, и дальнейшее развитие отвала осуществляется механическими лопатами, которые производят повторную перевалку породы.