Вскрышные и добычные работы. Средства механизации (часть 3)


Драглайны — шагающие экскаваторы (типа ЭШ-15/90 и др.) используются на карьерах для перевалки пород вскрыши в выработанное пространство, а также для зачистки пласта при наличии неровности в его кровле и в условиях сильной обводненности.
Важнейшими типами многочерпаковых экскаваторов являются цепные и роторные, работа которых основана на поточности всего комплекса производственных процессов (выемки, транспортирования, разгрузки и отвалообразования). Однако применение этих типов экскаваторов возможно только при породах рыхлых или сыпучих, не требующих разрушения взрывными работами (пески, суглинки, бурый уголь и др.).
Многочерпаковые экскаваторы по сравнению с одноковшовыми отличаются более высокой производительностью и меньшим расходом энергии на экскавацию 1 м3 грунта. Конструкция позволяет использовать их совместно с высокопроизводительными транспортными средствами: ленточными отвалообразователями и транспортно-отвальными мостами.
Применение роторных экскаваторов позволяет производить раздельную выемку угля и породы при разработке сближенных пластов или пластов сложного строения, что снижает потери угля и руд, а также их разубоживание.
Основной недостаток многочерпаковых экскаваторов — сезонность их работы, что особенно ощутимо при работе в районах с суровым климатом и непродолжительным летним периодом. В этих условиях вскрышные работы должны производиться таким образом, чтобы к концу сезона были вскрыты запасы угля, достаточные к выемке в течение всего зимнего периода.
Транспортирование угля и породы — один из важнейших технологических процессов ввиду огромного количества перемещаемой горной массы. Получили распространение железнодорожный, автотранспортный, конвейерный и гидравлический транспорт, а также бестранспортное перемещение породы в отвалы. Основное значение имеет железнодорожный транспорт, обеспечивающий достаточно высокие технико-экономические показатели при больших грузооборотах и расстояниях перевозки.
Подвижной состав состоит из локомотивов и вагонов. В качестве локомотивов используются паровозы и электровозы различных марок сцепным весом до 1500 кН, тепловозы и тяговые агрегаты сцепным весом до 2400—3200 кН. Вагоны применяют трех типов: самосвалы (думпкары), с донной разгрузкой (хопперы) и с глухим кузовом (гондолы).