Вскрышные и добычные работы. Средства механизации (часть 4)


Думпкар снабжен автоматически опрокидывающимся на бок кузовом, опрокидывание и возвращение которого в первоначальное положение осуществляется сжатым воздухом непосредственно с локомотива. Грузоподъемность думпкаров составляет 40—50 т.
За последние годы созданы шестиосные думпкары грузоподъемностью до 180 т. Думкары применяют для перевозки как полезного ископаемого, так и вскрышных пород. Для увеличения предельных значений преодолеваемых уклонов и сокращения объемов наклонных капитальных траншей внедряются моторные думпкары, оборудованные тяговыми электродвигателями. Хопперы и гондолы используют в основном для перевозки угля,
При железнодорожном транспорте имеет большое развитие путевое хозяйство. Железнодорожные пути в забоях и на отвалах систематически перемещают по мере подвигания фронта работ. Поперечное перемещение этих путей производится механическими средствами: путевыми кранами, путепередвигателями прерывного и непрерывного действия. Путевые краны перемещают путь отдельными звеньями; путепередвигатели перемещают его без разборки.
При автомобильном транспорте перевозка осуществляется автосамосвалами грузоподъемностью 5—75 т и более (КрАЗ-18, БелАЗ-549 и др.). Этому способу присущи гибкость, маневренность, способность работать в разнообразных климатических условиях, преодолевать с грузом значительные подъемы, обеспечивать высокие эксплуатационные показатели. Автотранспорт применяется главным образом на карьерах малой и средней производственной мощности с грузооборотом до 10 млн т в год.
Конвейерный транспорт используют в основном для перемещения угля от забоя до погрузочных бункеров на поверхности, а также некрепких пород от забоя в отвал. Достоинства конвейерного транспорта: непрерывность транспортирования, большая производительность, способность перемещать материал под большим углом наклона (до 16—18°), а также сравнительная простота автоматического управления и контроля.
Добытый уголь транспортируют на обогатительную фабрику или потребителям, вскрышные породы отвозят в отвалы. Отвал — породная насыпь, образующаяся в результате планомерного размещения пустой породы. Совокупность процессов по приемке и размещению вскрышных пород в отвалы — отвальные работы. Отвалы бывают внутренние и внешние. Внутренние отвалы располагаются в выработанном пространстве данного карьера, внешние — за его пределами.