Машинная погрузка и доставка руды (часть 3)


В настоящее время широкое распространение получили погрузочно-доставочные (транспортно-доставочные) машины, которые подразделяются на ковшовые (ПД), транспортирующие горную массу в ковше (рис. 41), и машины с ковшом и кузовом (ПТ), транспортирующие горную массу в кузове. В настоящее время предусмотрено создание пяти типоразмеров ковшовых машин грузоподъемностью 2, 3, 5, 8 и 12 т (соответственно ПД-2, ПД-3 и т. д.) и пяти с ковшом и кузовом грузоподъемностью 2,5; 4; 6; 10 и 16 т (соответственно ПТ-2,5; ПТ-4 и т. д.). Привод у машин может быть дизельный, дизель-электрический, электрический, пневматический.
Машинная погрузка и доставка руды (часть 3)

Выпуск большинства указанных типоразмеров машин освоен. Их техническая характеристика приведена в табл. 4.
Машинная погрузка и доставка руды (часть 3)

У погрузочно-транспортных машин с кузовом вместимостью 1-2,5 м3 максимальная производительность достигается при транспортировании руды на расстоянии 30-50 м. Мощные машины применяют при расстояниях транспортирования до 300 м.
Ковшовые погрузочно-транспортные машины иногда используются для загрузки транспортных средств, подаваемых непосредственно к забою. В этом случае они выполняют роль колесных ковшовых погрузчиков, заменяя погрузочные машины и экскаваторы. Так, в шахтах Джезказганского горно-металлургического комбината при работе машины ПДХ-8 (ДК-2,8Д) в комплексе с автосамосвалами в определенных условиях достигнуты более высокие показатели, чем при работе экскаватора ЭП-1.
Производительность ковшовых погрузочно-транспортных машин при различных расстояниях транспортирования приведена ниже.
Машинная погрузка и доставка руды (часть 3)

Из зарубежных погрузочно-доставочных агрегатов можно отметить машины фирмы «Эймко» и «Джой» (США), «Тамрок» (Финляндия), «Шопф Машиненбау» (ФРГ). Вместимость ковшей от 0,8 до 10 м3, мощность дизельных двигателей от 33 до 400 кВт.
При подземной разработке для транспортирования руды на небольшое расстояние и зачистки почвы применяют также бульдозеры на гусеничном или пневматическом ходу, с дизельным или электрическим приводом. На рудниках Ачисайского комбината для транспортирования руды при отработке пологих и наклонных рудных тел на участках, где пребывание людей было небезопасно, применяли подземный бульдозер БПДУ-2 с дистанционным управлением. При транспортировании руды на расстояние 60 м производительность его при уклоне 25° составила 50 т/ч, по горизонтали — 30 т/ч.