Выпуск и доставка руды


Доставкой руды принято называть перемещение ее в пределах выемочного участка от места отбойки до места погрузки в основные транспортные средства.
Различают два основных вида доставки: под действием силы тяжести и механизированную.
Доставка под действием силы тяжести осуществляется по выработанному пространству, по настилам, рудоспускам, желобам, трубам.
Механизированная доставка производится скреперами, конвейерами, самоходными вагонетками, погрузочно-доставочными машинами.
Иногда доставку осуществляют силой взрыва или струей воды (гидравлическая доставка). Ценные полезные ископаемые во избежание потерь доставляют в плотно закрывающихся металлических, сосудах — контейнерах.
С процессом доставки связаны следующие операции:
- выпуск руды из рудоспусков на почву выработок, обычно сопровождаемый вторичным дроблением руды. Вторичное дробление руды может выполняться и на другом этапе доставки, непосредственно вблизи забоя;
- выпуск руды в откаточные сосуды через люки, вибропитатели и другие устройства;
- машинная погрузка руды в доставочные агрегаты или непосредственно в откаточные сосуды.
Доставка под действием силы тяжести. Минимальный угол наклона для передвижения руды под действием силы тяжести составляет от 35 до 50° в зависимости от размера кусков, наличия в руде пылеобразного и липкого материала, влажности руды, шероховатости и неровности поверхности, по которой происходит передвижение. Слегка влажная руда, содержащая тонкоизмельченный или липкий материал, по неровной поверхности может перемещаться под действием силы тяжести при угле наклона не менее 50°. Сухая крепкая руда с равномерной кусковатостью по гладкой поверхности скатывается под углом свыше 35°. Для некоторых систем характерна доставка почти всей руды под действием силы тяжести (рис. 32), например для систем с магазинированием руды, с отбойкой из подэтажных штреков.
Выпуск и доставка руды

При многих системах отбитая руда поступает в воронки и рудоспуски и через люки или питатели грузится в откаточные сосуды.
Для свободного истечения руды через рудоспуск ширина его должна быть в четыре-пять раз больше размера пропускаемых кусков. Практически ширина рудоспусков бывает от 1 до 2 м, редко больше.
Доставка под действием силы тяжести производительна, поэтому при выборе системы разработки и ее конструктивных элементов стремятся по возможности использовать этот способ доставки на протяжении всего пути движения руды от места ее отбойки до откаточного горизонта.