Автотракторный транспорт (часть 1)


Автотракторный транспорт получает все большее применение на разработке рудных месторождений СССР. Подвижной состав автотракторного транспорта представлен: автосамосвалами и тягачами с прицепами и полуприцепами. Карьерные автосамосвалы имеют грузоподъемность от 5 до 70 т, вместимость кузова 3,5-40 м3, скорость движения от 6 до 60 км/ч. Они предназначены для экскаваторной погрузки и отличаются от обычных самосвалов следующими конструктивными особенностями: кузов стальной с приваренными ребрами к боковым стенкам и днищу, что увеличивает их жесткость и прочность; он разгружается путем опрокидывания его назад на угол 50-65° при помощи пневматического или гидравлического привода; для предупреждения просыпания руды или породы при перевозке карьерные автосамосвалы имеют специальные амортизаторы, кабина предохранена металлическим козырьком с большим запасом прочности.
На современных карьерах наиболее распространены автосамосвалы марок КрАЗ-256 (10 т), КрАЗ-251 (12 т), КрАЗ-256Б (12 т) — с механической передачей, БелАЗ-540 (27 т), БелАЗ-548 (40 т) — с гидромеханической передачей, БелАЗ-549 (75 т) — с электромеханической передачей. Технические характеристики большегрузных автосамосвалов и тягачей с полуприцепами даны в табл. 28. При погрузке экскаваторами с ковшом небольшой вместимости целесообразно применять машины малой и средней грузоподъемности, а при вместимости ковша 4 м3 и более — грузоподъемностью 10-20 т. Наиболее производительно одноковшовый экскаватор работает с автосамосвалом, вместимость кузова которого превышает вместимость ковша экскаватора в несколько раз.
Автотракторный транспорт (часть 1)

Колесные тягачи с прицепами и полуприцепами (прицеп опирается одним концом на шасси тягача, которое является как бы седлом для него). Используемые на карьерах седельные прицепы разгружаются через дно либо так же, как железнодорожные вагоны типа «Хоппер». Полуприцепы обычно разгружаются назад и набок. Прицепы и полуприцепы имеют грузоподъемность от 10 до 165 т.