Применение транспортных средств (часть 3)


При больших объемах перевозок и относительно большой глубине карьера получили распространение тяговые агрегаты, состоящие из электровоза управления, тепловозной секции (секции автономного питания) и одного или нескольких моторных думпкаров.
Так, агрегат переменного тока ОПЭ-1, изготовляемый Новочеркасским электровозостроительным заводом, состоит из электровоза управления, секции автономного питания (мощность дизеля 1472 кВт) и моторного думпкара (грузоподъемностью 80 т). Его сцепной вес 3600 кН. Он может осуществлять вождение составов массой 1500-2000 т со скоростью 25-30 км/ч на уклонах i = 40÷60 %.
Тяговый агрегат постоянного тока ПЭ-2М, изготовляемый Днепропетровским электровозостроительным заводом, состоит из электровоза управления, двух моторных думпкаров (грузоподъемностью 45 т). Сцепной вес агрегата 3800 кН.
Скальные и полускальные вскрышные породы и руды на современных карьерах перемещают в саморазгружающихся вагонах-думпкарах с поднимающимися или более распространенными откидывающимися бортами.
Думпкары опрокидываются автоматически, чаще повагонно при помощи сжатого воздуха, от компрессора, установленного на локомотиве.
Думпкары большой вместимостью выпускают заводы Днепродзержинский и Калининградский. Грузоподъемность думпкаров для тяжелых условий работы (погрузка крепких крупно-кусковатых руд и пород): четырехосных — 40-80 т, шестиосных — 95 т, но достигает 140-150 т при погрузке мягких пород. Отечественная промышленность стала выпускать думпкары ВС- 180 грузоподъемностью 180 т.
Гондолы и хопперы, т. е. вагоны с глухим металлическим кузовом грузоподъемностью до 90 т с разгрузкой через дно или через круговой опрокидыватель применяют на карьерах значительно реже.
Согласно «Правилам технической эксплуатации для предприятий, разрабатывающих месторождения открытым способом», на карьерах применяют нормальные ширококолейные пути шириной колеи 1524 мм, на отдельных карьерах — шириной 750, 900 и 1000 мм. Для широкой колеи обычно укладывают рельсы типа Р-43 массой 43,6 кг/м, Р-50 массой 50,6 кг/м, реже Р-65 и Р-75. Шпалы для этого пути обычно деревянные (редко железобетонные, металлические) длиной 2,7 м, толщиной 13,5-17,5 см; на 1 км их укладывают от 1400 до 2000 шт. Рельсовые пути на карьерах разделяют на стационарные, укладываемые на продолжительный срок в капитальных траншеях, на транспортных бермах, на съездах и др., и передвижные — забойные внутрикарьерные и отвальные пути, переносимые по мере продвигания забоя или отвала.