Применение транспортных средств (часть 2)


Железнодорожный транспорт широко распространен на карьерах СССР самостоятельно и в комбинации с другими видами транспорта.
В зависимости от производительности карьера, рельефа местности, принятой схемы откаточных путей в качестве локомотивов применяют электровозы, тепловозы, тяговые агрегаты (паровозы практически вытеснены с открытых разработок электровозами).
Электровозы по сравнению с паровозами имеют существенные преимущества: они развивают большую силу тяги при трогании с места и легко преодолевают крутые подъемы, просты в обслуживании, хорошо работают в тяжелых климатических условиях.
Наибольшее применение на карьерах получили контактные электровозы. От преобразовательных подстанций ток по контактному проводу поступает через токоприемник электровоза к расположенным между осями моторам.
На электровозах, получающих по контактному проводу переменный ток (электровозы переменного тока), он преобразуется в постоянный на самом электровозе.
Так как подвешенный над серединой пути троллейный провод мешает погрузке вагонов экскаваторами, на забойных и отвальных путях его располагают сбоку от рельсового пути, а электровозы дополнительно оборудуют боковым токоприемником. Применяемые на карьерах промышленные электровозы EL-1, EL-2, 21Е, 26Е, Д-100М, Д-94 и другие имеют сцепной вес, т. е. вес, приходящийся на его ведущие оси, от 1000 до 1800 кН, тяговое усилие до 300 кН и могут развивать скорость 60-70 км/ч, преодолевать с груженым составом подъем до 0,04. Мощность двигателей электровозов достигает 2500 кВт.
Другим перспективным видом карьерных локомотивов являются тепловозы. Они имеют высокий к. п. д. (25-27 %, тогда как у электровозов 14-15 %), значительную силу тяги и в отличие от электровозов не требуют контактной сети. Отечественной промышленностью выпускается двухсекционный тепловоз ТЭ-3 со сцепным весом 1260 кН и мощностью двигателей 1472 кВт в одной секции.