Проходка шурфов вручную и буровзрывным способом (часть 3)


Для заряжания шпуров применяют аммонит 6-ЖВ, реже — детонит М и гранулиты. Удельный расход ВВ варьирует в пределах от 1 до 3,5 кг/м3, КИШ обычно составляет 0,8—0,9, иногда достигая 0,95. Способ взрывания — либо электрический, либо электроогневой.
Способ проветривания шурфов — только нагнетательный, с использованием вентиляторов серии СВЦ различных модификаций. Эти вентиляторы легко разбираются на транспортабельные блоки, пригодные для перевозки во вьюках или переноски вручную. Ими можно проветривать шурфы глубиной до 40 м. В шурфах глубиной 30—40 м можно применять и вентиляторы серии ВМ наименьшего типоразмера.
Параметры вентиляции устанавливают по обычной методике. Гибкие трубопроводы диаметром 200—400 мм в глубоких шурфах подвешивают на тросах, в неглубоких — просто опускают в выработку. Конец вентиляционного трубопровода не должен отстоять от забоя более, чем на 5 м.
После проветривания забой шурфа приводят в безопасное состояние: восстанавливают поврежденную крепь, удаляют с крепи куски породы. Шурф разрешено осматривать, стоя в незагруженной бадье, но применяя предохранительный пояс. Скорость движения бадьи не должна превышать 0,3 м/с. Ремонт крепи выполняется с хорошо укрепленного неподвижного или подвесного полка.
Горную массу грузят вручную в бадьи БШ вместимостью 0,03—0,27 м3. Производительность ручной погрузки горной массы в среднем составляет 1,2—1,4 м3/ч. Погрузкой занимается один проходчик. Во время движения бадьи он должен находиться под защитой деревянного предохранительного полка, сооружаемого в 2—2,5 м от забоя и перекрывающего приблизительно треть сечения шурфа. Разгрузкой горной массы на поверхности также занимается один человек, затрачивая 0,5—1,5 мин на бадью.
При проходке неглубоких шурфов и использовании бадей вместимостью 0,03 м3 в качестве подъемного средства иногда применяют деревянный ручной вороток с барабаном диаметром 200—250 мм и длиной 1—1,2 м. Вороток закрепляется в опорах и оснащается рукоятками, исключающими проворачивание барабана. Барабан снабжается храповым механизмом. При полностью раскрученном канате на барабане должно оставаться не менее трех витков — так называемые витки трения. При подъеме горной массы вручную на воротке должны работать двое рабочих. Вместо деревянных воротков в настоящее время чаще применяют металлические воротки — механизмы типа ВМШ и КМШ.
В шурфах глубиной до 20 м при использовании бадей вместимостью 0,12 м3 применяются подъемники ПМШ-2М с электродвигателем мощностью 3 кВт. Скорость подъема грузов этими подъемниками составляет 0,8 м/с, масса подъемника 947 кг.