Проектирование угольных шахт (часть 6)


В проектах предусматриваются опережающее строительство и ввод в действие жилья, зданий и помещений культурно-бытового назначения, общественного питания, здравоохранения, автомобильных и железных дорог, средств связи и сооружений, связанных с защитой окружающей природной среды.
Рабочие чертежи — основная проектная документация, по которой ведут строительство, монтажные и специальные работы; их разработкой заканчивается проектирование и начинается строительство.
Сводную смету, которая обосновывает общие затраты на строительство горного предприятия, составляют по всем объектам шахты и на весь комплекс проектно-изыскательских работ. В ней отдельной строкой должен предусматриваться резерв на непредвиденные затраты и работы в размере 10%, исчисляемых от общих затрат на строительство.
Проект на строительство горного предприятия (кроме наиболее крупных и важных) подвергается экспертизе и утверждается. После этого проект становится основным документом на строительство, в котором обоснованы техническая возможность и экономическая целесообразность строительства шахты на данном геологическом участке и в намеченные сроки, решены все инженерно-технические задачи, обоснованы общие затраты на строительство и определены основные технико-экономические показатели.
При проектировании шахты применяют различные методы количественной и качественной оценки заложенных решений проектных задач, в том числе: статистический, экспериментальный, аналитический, графоаналитический, метод вариантов, методы операционных исследований, включающие линейное, нелинейное и динамическое программирование и др.
Критериями оптимальности принятых решений могут быть различные интегральные или комплексные показатели: производительность труда, себестоимость 1 т угля, приведенные капитальные затраты, прибыль и др. Выбор критерия оптимальности зависит от характера поставленной задачи. При решении задач проектирования широко применяются электронно-вычислительные машины.
Ниже рассмотрены отдельные вопросы проектирования в объеме и на уровне тех знаний, которые получены при изучении настоящего курса.