Оборудование для локомотивной откатки (часть 1)


Откаткой называют транспортирование грузов по рельсовым путям. Из всех рудничных локомотивов (электровозы, дизелевозы, гировозы — инерционные локомотивы и воздуховозы, работающие на энергии сжатого воздуха) на геологоразведочных работах применяются только электровозы. Их подразделяют на два типа: 1) аккумуляторные и 2) контактные. При разведке месторождений применяются преимущественно электровозы первого типа, достоинством которых являются взрывобезопасность, автономность питания, низкий электротравматизм. Их можно эксплуатировать в выработках меньшей высоты и, следовательно, меньшей площади поперечного сечения. Но аккумуляторные электровозы уступают контактным в мощности, скорости движения, они сложнее по конструкции, дороже в эксплуатации.
Важнейшим параметром электровоза является сцепной вес. Под ним понимают ту часть собственного веса электровоза, которая приходится на ведущие оси. Поскольку у большинства рудничных электровозов все оси ведущие, то их сцепной вес равен полному конструктивному весу.
По сцепному весу электровозы подразделяются на легкие (до 50 кН), средние — от 50 до 140 кН и тяжелые — более 140 кН.
Наиболее широкое применение на подземных горноразведочных работах получил электровоз 4,5 АРП-2М (4,5 — сцепная масса, т; А — аккумуляторный; Р — рудничный; П — повышенной надежности при использовании в шахтах, опасных по газу и пыли). Буква «В» в марке электровоза означает взрывобезопасное исполнение, «К» — электровоз контактный.
Жесткой базой электровоза (или другого транспортного средства) называется расстояние между центрами передней и задней осей (для двухосных электровозов) или между центрами осей тележки (для четырехосных электровозов). Этот параметр задается из условия устойчивости электровоза и свободного его прохода по криволинейным участкам рельсового пути с малыми радиусами закруглений. Чем больше жесткая база, тем устойчивее электровоз и тем труднее он проходит по закруглениям.
К электрическому оборудованию аккумуляторного электровоза относятся тяговые двигатели, аппаратура управления работой двигателей, аппаратура защиты силовых цепей и освещения, тяговые батареи и штепсельные соединения.