Накладная разминовка. Вагоноперестановщики и роликовые платформы


Накладная разминовка (рис. 20.13, в) изготовляется из легких рельсов, смонтированных на металлической плите, которая укладывается на основной рельсовый путь. Концевые секции разминовки имеют стрелочные переводы для съезда на основной рельсовый путь. Одна ветвь разминовки используется как грузовая, а другая — как порожняковая. Состав порожних вагонеток электровозом подается на порожняковую ветвь, а затем, по одной вагонетке — к погрузочной машине. Для откатки груженых вагонеток и размещения их на грузовой ветви может использоваться маневровая лебедка.
Вагоноперестановщики и роликовые платформы (рис. 20.13, г) располагают от погрузочной машины на расстоянии, не меньшем длины поезда. Для установки вагоноперестановщика или платформы в выработке с недостаточной шириной сооружают нишу глубиной около 1,5 м. С помощью вагоноперестановщика или платформы в нише размещается порожняя вагонетка, которая подается к погрузочной машине после загрузки и удаления предыдущей.
Ближе к забою эти обменные средства переставляют через 30—40 м. Их достоинством является то, что они не препятствуют функционированию основного рельсового пути.
Применение рассмотренных средств обмена груженых вагонеток на порожние характеризуется затратой от 2 до 10 мин на одну вагонетку, дополнительными затратами труда и средств на их сооружение.
При использовании забойных ленточных перегружателей (рис. 20.13, д) (см. § 20.12) под консоль перегружателя устанавливается состав из 5—8 вагонеток. От погрузочной машины порода поступает в приемный бункер перегружателя, а из него по ленточному транспортеру — в состав вагонеток. Загруженный состав может транспортироваться до места разгрузки или обмена на порожний состав. Расстояние между пунктами обмена в этом случае может быть существенно увеличено. Затраты времени на обменные операции сводятся к минимальным.
Необходимо иметь в виду, что при использовании перегружателя в комплексе с другим самоходным оборудованием, например, с бурильными установками, для его размещения в однопутной выработке необходимо сооружать тупиковый заезд.
При проходке штолен и штреков с рассечками последние могут успешно использоваться для выполнения обменных операций (рис. 20.13, е). Состав порожних вагонеток подается электровозом в рассечку, а далее маневровые операции выполняются с помощью погрузочной машины. Эта схема удобна в том случае, когда для проходки рассечек применяется то же оборудование, что и в основной выработке.
В редких случаях проведения при разведке месторождений двухпутных выработок обмен вагонеток по сравнению с однопутными выработками упрощается. Здесь отпадает необходимость в расширении выработок или сооружении специальных ниш. Обмен вагонеток при наличии двух путей производят с помощью накладных съездов, накладных плит-разминовок и роликовых платформ.