Расположение вспомогательных стволов (часть 2)


Если шахтное поле разделено на блоки, то применяют так называемое секционное расположение стволов (рис. 2.10), при котором далеко не всегда выдерживаются те классические рекомендации, о которых говорилось выше. Поскольку шахтное поле, имеющее площадь порядка 70—100 км2, зачастую разбито крупными геологическими нарушениями, то конфигурация и взаимное расположение блоков могут быть самыми различными. Центральный блок, в котором сооружают главный и вспомогательный стволы шахты, может располагаться и на одном из флангов шахтного поля (особенно при четном числе блоков).
Расположение вспомогательных стволов (часть 2)

Центральные стволы выполняют все транспортные функции, в том числе подъем угля и породы.
В центральном блоке имеется и третий вентиляционный ствол (особенно при наличии высокогазоносных пластов), располагаемый обычно у верхней границы. В остальных блоках размещают по два так называемых блоковых ствола, один из которых воздухоподающий, второй — воздуховыдающий. Кроме того, блоковые стволы могут выполнять и вспомогательные транспортные операции: спуск и подъем людей, материалов, оборудования, водоотлив. Расположение блоковых стволов при угле падения пластов менее 10° центрально-сдвоенное или центрально-отнесенное (фланговое). В последнем случае в отдельных проектах, поскольку каждый ствол расположен изолированно, для обеспечения надежного проветривания горных работ в период строительства шахты рядом с блоковыми стволами предусматривается бурение вентиляционных скважин.
Кроме перечисленных, на выбор места заложения стволов существенно влияет ряд горно-геологических факторов, например, мощность наносов, наличие крупных геологических нарушений, карстовых пустот и плывунов. Стволы должны быть заложены так, чтобы обеспечить их сооружение до конечной глубины в наиболее благоприятных условиях. Пересечение стволами плывунов, обводненных пород удорожает их сооружение. Плывуны часто не имеют постоянной мощности, а иногда залегают в виде отдельных линз. Поэтому перед заложением стволов бурят дополнительные контрольные скважины для уточнения места, где нет плывунов или же они имеют минимальную мощность. При пересечении стволами нарушенных пород, особенно если выработанное пространство заполнено водой или метаном, а процесс оседания пород еще не закончился, расходы на сооружение стволов, а также поддержание крепи в исправном состоянии в период эксплуатации существенно возрастают, а процесс проведения усложняется и становится небезопасным. Необходимо наличие ровной незастроенной поверхности для шахтной железнодорожной станции и технологического комплекса, обеспечивающей минимальный объем земляных работ при планировке площадки, удобный сток воды и благоприятные условия для проведения дорог.